Пропедевтика химических знаний в школе

Абрамова Н. Л., Бахтерев Д.Е., Кузнецова Н.Е., ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург

В рейтинге популярности среди школьных предметов химия занимает далеко не первое место. Одной из причин является тот факт, что химия как школьный предмет в формате систематического курса вводится позднее других предметов. К 8-му классу учащиеся обладают обширными химическими знаниями бытового характера, однако у многих нет готовности и интереса подвести под этот уровень научный фундамент, взглянуть на те или иные факты, с детства им знакомые, с позиций теоретических знаний [1].

Учеными-химиками, методистами, педагогами в настоящее время разрабатываются  программы по химии и методическое обеспечение к ним для разных профилей школьного обучения. Эти программы призваны обеспечить вариативное уровневое обучение предмету в  старших классах. Однако наряду с позитивными  изменениями в школьном химическом образовании существует ряд фактов, которые не могут не тревожить. Сократилось число часов, отводимое на изучение выше названного предмета, возросла плотность урока в связи с  большим объемом материала [2,3].

Таким образом, возникает  ряд противоречий. Во-первых,  возникает  противоречие между положительной ролью химии в создании научного фундамента других естественных наук (биологии, физики, физической географии, экологии), в познании окружающего мира, в формировании единой картины мира и большим объемом понятий, вводимых в сжатые сроки, а значит, потенциально появляется проблема успешности их усвоения большинством обучающихся.

Становится очевидным, что простым уплотнением необходимого учебного материала, введением  в программу вновь установленных фактов в погоне за прогрессом научного знания, механическим  «нанизыванием» все новых и новых тем проблему не решить. На наш взгляд, пропедевтические курсы могут существенно помочь в решении этого вопроса [4,5].

Во-вторых, противоречие существует между   разнообразием учебных программ для изучения систематического курса и сравнительно небольшим количеством программ, которые носили бы статус пропедевтических.

Интерес к пропедевтическим программам возник не сегодня. Их разрабатывали педагоги из различных регионов и в разное время для разных возрастных групп под руководством профессора МПГУ имени В.И. Ленина, д.п.н. Г.М.Чернобельской. Такой курс представил и авторский коллектив под руководством профессора, к.п.н. О.С. Габриеляна[4].

Концептуальные основы, методология разработки содержания курсов, выбор объектов изучения, выработка методики, адекватной содержанию и возрасту учащихся — приоритет авторских коллективов.  Несомненно, одно — элементы химических знаний традиционно включались в курсы природоведения естествознания окружающего мира для учащихся младшего и среднего звена. Беседы с учителями, работающими с вышеназванными возрастными категориями, доказывают бесспорный интерес учащихся к урокам с химическим содержанием. При этом отдается явное предпочтение практико-ориентированным занятиям.

Несмотря на разнообразие пропедевтических курсов, их объединяют  следующие особенности. В качестве целей авторы, как правило,  ставят формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире, создание адаптированного к возрасту целостного химического образа природных явлений и объектов, усвоение системы химических знаний пропедевтического характера, формирование элементарных экспериментальных умений и знаний, необходимых для практического исследования окружающего мира,  ценностного отношения к природной среде обитания, осознание необходимости ее защиты и охраны, формирование и развитие  раннего предметного интереса, развитие универсальных учебных действий на естественнонаучном содержании [5,6].

Серьезное изучение методической, психолого-педагогической литературы, анализ существующих курсов естественнонаучного направления в начальном и среднем звене, учет возрастных особенностей обучающихся, грамотный отбор учебного материала, определение системы изучаемых понятий и баланс «теория-практика», практическая направленность, уважение к важнейшим дидактическим принципам обучения  помогут сделать пропедевтический курс  жизнеспособным,  успешным и востребованным педагогическим сообществом.

Учащиеся начального и среднего звена открыты окружающему миру. Их интересует все, что происходит вокруг, важными вопросами их жизни по-прежнему являются «почему?», «откуда?» и «как?». В этот период знания «проглатываются с аппетитом», так как существует неподдельный интерес к себе, окружающим людям и миру.

Востребованность знаний из разных предметных областей может быть использована не только для формирования раннего предметного интереса, но демонстрации его важности для установления и  реализации межпредметных связей — это во-первых. Во-вторых, введение пропедевтических курсов может серьезно разгрузить курс химии 8-х — 9-х классов, снять перегрузку учеников, обеспечить более качественное знание этого важнейшего школьного предмета. В третьих, курс химии положительно влияет на формирование различных умений – интеллектуальных,  общеучебных, специальных предметных через применение логических операций сравнения, обобщения, анализа,  классификации природных явлений и объектов, моделирования. Этот факт следует отметить как положительный, так как под новым качеством образования подразумевается не только получение большого количества нового материала, но и умение этим материалом воспользоваться в дальнейшей жизни, умение самостоятельно его добывать. Речь идет о наборе ключевых компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников общеобразовательной школы [1,4].

 

Литература:

  1. Абрамова Н.Л., Сулейманова Н.А., Пыткеева Н.Г. Пропедевтический курс химии как основа успешного изучения предмета в школе. Материалы Четвертого Прикамского съезда преподавателей химии. Ответственный за выпуск А. М. Елохов; Пермский государственный национальный исследовательский университет. 2019. с. 3-6.
  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К. Старт в химию. М.: Дрофа, 2006.
  3. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С.Физика. Химия. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005.

4. Нестерова Л.Н. Разработка содержания пропедевтического курса химии и  методика его изучения с учащимися начальных классов [Текст]: дис….кад. пед. наук: 13.00.02 / Л.Н. Нестерова, 1999 — 180 c.

5.Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию. Мир глазами химика. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. М.: Владос, 2003.

6.Шипарева Г.А., Тригубчак И.В. Методические рекомендации к изучению пропедевтического курса «Введение в химию»: 7 класс. М.: Владос, 2004.

Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.