Использование разных форм и методов обучения при подготовке учащихся к ГИА по химии в форме ОГЭ и ЕГЭ

Тарасова Татьяна Александровна, учитель химии МАОУ «СОШ №28», г. Ревда

Подготовленность в экзамену в форме ОГЭ и ЕГЭ понимается как комплекс из следующих составляющих:

1) информационная составляющая – правила поведения на экзамене, правила заполнения бланков, разрешенные дополнительные материалы на экзамене;

2) предметная готовность – знание содержания предмета, умения и навыки по решению тестовых заданий;

3) психологическая готовность – это внутренний «настрой» школьника на успешную деятельность в ситуации сдачи экзамена.

Поэтому для успешной подготовки школьников необходимо разработать комплексный подход по подготовке учащихся к ГИА, как ресурс для повышения качества химического образования.

Информационная составляющая предполагает работу с учащимися,  родителями и педагогами. Информационная работа с родителями одна и важных составляющих подготовки школьника к экзамену. Необходимо выходить на родительские собрания, информировать родителей о Правилах ГИА, о структуре КИМ, о той работе, которую проводит учитель-предметник с их ребенком.

Информационная составляющая работы с учащимися состоит из:

— структура КИМ;

— нормативные  документы;

— правила поведения на экзамене;

— правила заполнения бланков;

— пробные тестирования (внутри школы и в пункте проведения экзамена).

Главной организационной формой предметной подготовки является урок. Нельзя делить детей в классе на «сдающих» химию и «несдающих» химию. Это расслабляет учащихся, не выбравших экзамен по предмету, ведь никто не гарантирует, что через два года эти учащиеся  не выберут химию в качестве экзамена на ГИА в 11 классе.

Для усиления предметной составляющей и детальному разбору экзаменационных материалов проводятся консультации по подготовке к ОГЭ. Особое внимание при их проведении  уделяю мотивации учеников и комфортному микроклимату. Для ребенка важна ситуация успеха. Начиная со второго полугодия «разбор» заданий ведут дети у доски. При решении тестовых заданий важен не только правильный ответ, но и ход мысли ребенка, то есть рассуждения, которые привели его к выбору этого ответа. Для проведения последних консультаций приглашаю выпускников прошлых лет, сдавших экзамен по химии. В 2018 году консультацию провел Киселев Артем, студент УрГМА.

Основываясь на статистических данных результатов ОГЭ и ЕГЭ, школьники делают ошибки в тех экзаменационных заданиях, в которых вместо формул даются названия химических веществ, потому что учащиеся плохо знают номенклатуру. Для этого систематически на уроках провожу химические диктанты, для «слабых» классов вывожу названия веществ на слайд, а дети пишут химические формулы. На консультациях химические диктанты проводятся каждый месяц, а данные заносятся в таблицу. Максимальный балл за диктант – 10 баллов (за 10 правильных формул). Для каждого ребенка есть свой «индивидуальный профиль», который показывает динамику знаний учащегося.

Одним из направлений организационно-методической при подготовке учащихся к ГИА работы является создание банка тестовых заданий. В первом полугодии подбираю для разбора на консультациях тематические тесты. Создаю собственные подборки тестовых заданий при помощи сайта «Решу ОГЭ». Учащиеся решают тестовые задания и дома, проверяя правильность своих решений при помощи вкладки на сайте — «Пояснение». Данный ресурс позволяет  контролировать работу учащихся в плане количества и качества выполненных тестов,  времени, затраченного на эти задания.

Начиная со второго полугодия школьники начинают работать со стандартными тестовыми заданиями, аналогичными экзаменационным КИМам. Результаты также заносятся в таблицу, которая позволяет отслеживать индивидуальный профиль каждого учащегося. С этими данными я выхожу на родительские собрания, для информирования родителей.

Психологическая подготовка учащихся к сдаче экзамена состоит в формировании умения работать в строгих временных рамках, повышение уровня стрессоустойчивости. Для работы на консультациях детям выдается такой вариант таблицы ПСХЭ Д.И. Менделеева, какой будет в КИМах на экзамене. Это позволяет школьникам снизить временные потери на изучение «незнакомого» варианта таблицы. Также по втором полугодии школьники выполняют ДКР в том пункте проведения экзамена, в котором им предстоит сдавать реальный экзамен.

Комплексный подход в подготовке учащихся к экзамену является ресурсом для повышения качества химического образования. Доказательством этого служит ежегодное увеличение числа школьников, которые выбирают химию как экзамен по выбору.

Запись опубликована в рубрике Пятая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.