С.В. Першина, Волгоградский политехнический колледж им. В.И. Вернадского, Волгоград
С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования возникла необходимость пересмотра как его содержания, так и технологий, применяемых для формирования различных профессиональных компетенций.
На этом основании можно считать, что в профессиональной подготовке специалиста любого профиля сегодня особенно острой является проблема усиления именно практической (практико-ориентированной) части обучения.
Сегодня в системе СПО практико-ориентированное образование:
— с одной стороны, связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем, осознания собственной роли в работе;
— с другой стороны, считается наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
Волгоградский политехнический колледж имени В.И. Вернадского существует
на рынке образовательных услуг 90 лет! За столь долгий период своего существования
в колледже уже сформировались не только высококвалифицированный педагогический коллектив, материальная база учебного заведения, но и система практико-ориентированного подхода к обучению студентов, которая применяется педагогическим коллективом колледжа с первых дней обучения ребят и далее способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций их личности.
Известно, что на первом курсе студент адаптируется к образовательному процессу. У него формируются понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
На втором, при изучении специальных дисциплин, начинается укрепление и углубление профессиональных интересов студента, где они не просто закрепляют основные теоретические положения, а учатся прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи.
Именно поэтому с целью популяризации знаний по ОУД «Химия», повышения творческой активности студентов по предмету, выявления талантливых молодых химиков среди студентов и формирования профессиональной направленности обучающихся ежегодно на базе колледжа проходят региональные олимпиады по химии.
Традиционные региональные конференции «Вернадские чтения» позволяют выявлять и поддерживать талантливых учащихся, участвующих в исследовательской деятельности, и мотивированных на продолжение образования в сфере науки.
Подготовку к данным мероприятиям студенты начинают на первом курсе, а теоретические знания и навыки экспериментальной деятельности получают не только на уроках ОУД «Химия», но и в рамках кружка «Биосфера», успешно осуществляющего свою внеаудиторную деятельность по предмету, а также при организации и приведении предметных недель, защите индивидуальных проектов. Именно преподаватели общеобразовательных дисциплин влюбляют юных первокурсников в свой предмет, раскрывают перед обучающимися перспективы самореализации и профессионального становления студентов, что является основой подготовки обучающихся далее на старших (третьем и четвертых) курсах, где идет процесс знакомства студентов с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной, производственной практик, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма.
На данном этапе обучения и профессиональной подготовки студентов сегодня стало очень значимым и актуальным проведение на базе колледжа региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Лабораторный химический анализ». Конкурсанты демонстрируют при этом уже практические навыки, талант и мастерство, приобретенные уже за весь период обучения. Участие студентов колледжа в конкурсах такого типа позволило коллективу накопить практику передовых технологий и методик подготовки обучающихся к выполнению конкурсных заданий, провести анализ существующей системы подготовки студентов к различным конкурсам и внести в неё необходимые корректировки.
А конкурсы профессионального мастерства WorldSkills явились стартовой площадкой для участия в других мероприятиях.
Так доброй традицией и эффективной формой профессиональной ориентации и профессиональной подготовки студентов химических специальностей («Аналитический контроль качества химических соединений» и «Химическая технология органических веществ») стало ежегодное проведение конкурсов профессионального мастерства «Лучший по профессии» в номинации «Лаборант химического анализа». Участниками данного конкурса являются уже представители промышленных предприятий Волгоградской области, среди которых немало и наших выпускников, что не может не радовать.
Таким образом, можно сделать выводы, что:
- Практико-ориентированный подход в среднем профессиональном образовании — неотъемлемая часть образовательного процесса;
- Основа практико-ориентированного подхода в образовании — рациональное сочетание фундаментального образования и профессиональной подготовки обучающихся через систему личностно-ориентированный мероприятий (конференций, конкурсов, олимпиад, чемпионатов);
- Конференции, конкурсы, олимпиады, чемпионаты профессионального мастерства WorldSkills являются необходимыми средствами формирования практико-ориентированного образования в процессе обучения по той или иной профессии или специальности.
- Участие студентов в конкурсах различного уровня позволяет подготовить конкурентоспособных профессионалов, готовых к творческому труду, способных достичь той вершины в профессиональном образовании, которая будет признана лучшим результатом;
- А преподавателям колледжа, очень важно создавать условия реализации практико-ориентированной среды для формирования и развития профессиональных качеств будущего специалиста, стимулирования ценностных ориентаций профессии, мотивов, целей, установки на адаптацию, определяющих направленность на профессионализм личности.
Список литературы
- Комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО, на 2015 – 2020 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р).
- Бойко Л.П., Иванова Е.А., Пильникова Н.Н. «Предметные олимпиады. 8-11 классы. Химия. ФГОС» / Ред.: Попова Г. П., Виноградова Е. А. – Изд.: Учитель, 2017 г.
- Кострова В. Вторая Всероссийская Ассамблея WorldSkills Russia 2013. Электронный ресурс http://ug.ru.
- Официальный сайт Министерства образования и науки. Электронный ресурс http://xn--80abucjiibhv9a.xnp1ai/media/events/files/41d4701a6bfda8ac356e.pdf.