Патрушева Ольга Юрьевна, учитель химии МБОУ СОШ № 64, г. Лесной Свердловской области
В ФГОС общего образования говорится, что организация учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода сдерживается недостаточной методической проработанностью проблемы создания на уроке учебных ситуаций, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию. Необходимо не только продумать содержание, но и поставить задачу в такие условия, чтобы они провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, чтобы ребенку было интересно на уроке выполнять определенные действия. Значит, условия, в которых происходит обучение, приобретают исключительную важность для достижения необходимого эффекта.
В процессе решения учебной задачи формируются все компоненты учебной деятельности, как основной формы активности ученика, направленной на изменение самого себя как субъекта учения.
При проектировании учебной деятельности в образовательной среде необходим взвешенный выбор и структурирование содержания обучения. Необходимо обеспечить наличие системы заданий и вопросов, направленных на вовлечение учащихся в учебную деятельность при которой формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические, коммуникативные).Учителю необходимо овладеть необходимыми инструментами проектирования. Поэтому система формирования учебных задач для образовательной среды, представленная в виде конструктора.
Этапы конструирования учебной задачи
- Планируемый результат
- Деятельность учащихся
- Формулирование задач
- Методы оценивания
Освоение методики работы с конструктором комплекса учебных задач помогает организовать учебную деятельность на основе точного подбора учебных задач, средств обучения, в том числе электронных образовательных ресурсов, в соответствии с определенными видами деятельности и планируемыми результатами.
Предлагаю текст об известняке.
« Известняк — осадочная горная порода органического, состоящая из карбоната кальция. Химический состав чистых известняков близок к кальциту, где CaO 56% и CO2 44%. Кальцит способен немного растворяться в воде. Этот процесс важнейший фактор образования карстовых пещер, а также даёт источник газа для минеральных вод. Существует много разновидностей известняка. Из известняков сложены целые горные цепи. При метаморфизме, известняк постепенно превращается в мрамор. Обжиг известняка даёт негашёную известь. Известняк используют в строительстве. Пирамиды в древнем Египте построены из известняка.»
Анализируем текст. Опираемся на алгоритм. 1-ый шаг — определить планируемые предметные результаты.
Как учитель химии определяю следующие: уметь составлять формулы веществ; проводить расчеты по формуле; знать свойства карбонатов; знать области их применения. 2-ой шаг — определить деятельность учащихся.
Примерные формулировки заданий (выполнение определённых учебных действий):
1.Запишите химические формулы веществ
- Рассчитайте массовые доли элементов в карбонате кальция.
- Составьте схемы превращения веществ, о которых говорится в задаче.
- Определите области применения известняков.
В модели оценки МБОУ СОШ № 64 планируемые предметные представлены в виде трех уровней- этапов: умею действовать по образцу; умею применить способы в аналогичной ситуации; умею преобразовывать действия в новых условиях.
1 задание отвечает 1 уровню, 2,3,4 задание -2 уровню, заданий 3 – 3 уровня.
Если мы предложим задание 3-его уровня — умею преобразовывать действия в новых условиях, то перейдем к 3-му шагу — формулируем задачу.
Например, представьте, что вы менеджер предприятия, которое занимается добычей и продажей известняка. Вам необходимо сделать рекламу с информацией для клиентов об уникальных свойствах и применении известняка.
Подбирая задания 3 уровня, работая с конструктором учебных задач, необходимо организовать учебную деятельность на основе выбора обучающихся электронных образовательных ресурсов.
Используемые инструменты для разработки шаблонов:
- Среда для совместной групповой работы — создание интерактивных рабочих листов, таблиц, опросов, схем, диаграмм, рисунков на Google-диске, с помощью Google Offiсе: https://docs.google.com
- Среда создания интерактивных тестов по самопроверки и рефлексии и разным предметам Learningapps.org
- Сетевые технологии — карты-ума us/, документы совместного редактирования на Google-диске.
- Социальные видеосервисы и фотосервисы, позволяющие создавать общие альбомы, загружать и просматривать материал, проводить обсуждения.
Размещенные ресурсы можно встраивать в гипермедиа или связывать ссылками в гипертексте. Наряду с этим учащиеся могут фиксировать собственные наблюдения, результаты и ход самостоятельных исследований в виде фотографий и видеофрагментов, строить модели объектов и включать их в учебную деятельность в качестве источников информации для конкретизации и иллюстрирования теоретических знаний.
Переходим к 4-му этапу. Способы и методы оценивания предметных результатов. Инструменты сети Интернет помогут учащимся наладить совместную работу, обсудить проблемы и дадут доступ к необходимым информационным ресурсам. Разработка инструментов оценивания для собственной учебной ситуации, используя веб-инструменты: опросники, контрольные листы, дневники, журналы, критериальные таблицы.
Можно сделать вывод, что сегодня учитель химии помимо глубокого знания своего предмета должен обладать высоким уровнем компетентности в области проектировочной деятельности, уметь проектировать информационную образовательную среду, которая будет обеспечивать продуктивную учебную деятельность, основанную на учебных ситуациях.
Список источников и литературы
1 .Кендиван, О.Д. Использование подходов PISA при разработке учебных заданий к курсу «Химия» // Вестник развития науки и образования.- 2008.-№3.- С.116-119.
- Матрос Д.Ш., Полев Д.М., МельниковаН.Н. Управление качеством образования новых информационных технологий и образовательного мониторинга. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
- Осмоловская, И.М. ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования // Директор школы. – 2006.-№8.-С.64
4.ФГОС Нормативные документы учителю. http://www.school-3.ru/деятельность/ФГОС/основная-школа/293-стандарты-второго-поколения-химия