Педагогическое проектирование учебных задач как метод формирования и оценивания предметных результатов обучающихся при реализации ФГОС общего образования

Патрушева Ольга Юрьевна, учитель химии МБОУ СОШ № 64, г. Лесной Свердловской области

В ФГОС общего образования говорится, что организация учебной деятельности на основе системно-деятельностного подхода сдерживается недостаточной методической проработанностью проблемы создания на уроке учебных ситуаций, способов перевода учебной задачи в учебную ситуацию. Необходимо не только продумать содержание, но и поставить задачу в такие условия, чтобы они провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, чтобы ребенку было интересно на уроке выполнять определенные действия. Значит, условия, в которых происходит обучение, приобретают исключительную важность для достижения необходимого эффекта.

В процессе решения учебной задачи формируются все компоненты учебной деятельности, как основной формы активности ученика, направленной на изменение самого себя как субъекта учения.

При проектировании учебной деятельности в образовательной среде необходим взвешенный выбор и структурирование содержания обучения. Необходимо обеспечить наличие системы заданий и вопросов, направленных на вовлечение учащихся в учебную деятельность при которой формируются универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические, коммуникативные).Учителю необходимо овладеть необходимыми инструментами проектирования. Поэтому система формирования учебных задач для образовательной среды, представленная в виде конструктора.

Этапы конструирования учебной задачи

  • Планируемый результат
  • Деятельность учащихся
  • Формулирование задач
  • Методы оценивания

Освоение методики работы с конструктором комплекса учебных задач помогает организовать учебную деятельность на основе точного подбора учебных задач, средств обучения, в том числе электронных образовательных ресурсов, в соответствии с определенными видами деятельности и планируемыми результатами.

Предлагаю текст об известняке.

« Известнякосадочная горная порода органического, состоящая из карбоната кальция. Химический состав чистых известняков близок к кальциту, где CaO 56% и CO2 44%. Кальцит способен немного растворяться в воде. Этот процесс важнейший фактор образования карстовых пещер, а также даёт источник газа для минеральных вод. Существует много разновидностей известняка. Из известняков сложены целые горные цепи. При метаморфизме, известняк постепенно превращается в мрамор. Обжиг известняка даёт негашёную известь. Известняк используют в строительстве. Пирамиды в древнем Египте построены из известняка.»

Анализируем текст. Опираемся на алгоритм. 1-ый шаг — определить планируемые предметные результаты.

Как учитель химии определяю следующие: уметь составлять формулы веществ; проводить расчеты по формуле; знать свойства карбонатов; знать области их применения. 2-ой шаг — определить деятельность учащихся.

Примерные формулировки заданий (выполнение определённых учебных действий):

1.Запишите химические формулы веществ

  1. Рассчитайте массовые доли элементов в карбонате кальция.
  2. Составьте схемы превращения веществ, о которых говорится в задаче.
  3. Определите области применения известняков.

В модели оценки МБОУ СОШ № 64 планируемые предметные представлены в виде трех уровней- этапов:  умею действовать по образцу; умею применить способы в аналогичной ситуации; умею преобразовывать действия в новых условиях.

1 задание отвечает 1 уровню, 2,3,4 задание -2 уровню, заданий 3 – 3 уровня.

Если мы предложим задание 3-его уровня — умею преобразовывать действия в новых условиях, то  перейдем к 3-му шагу — формулируем задачу.

Например, представьте, что вы менеджер предприятия, которое занимается добычей и продажей известняка. Вам необходимо сделать рекламу с информацией для клиентов об уникальных свойствах и применении известняка.

 Подбирая задания 3 уровня, работая с конструктором учебных задач, необходимо организовать учебную деятельность на основе выбора обучающихся электронных образовательных ресурсов.

Используемые инструменты для разработки шаблонов:

  • Среда для совместной групповой работы — создание интерактивных рабочих листов, таблиц, опросов, схем, диаграмм, рисунков на Google-диске, с помощью Google Offiсе: https://docs.google.com
  • Среда создания интерактивных тестов по самопроверки и рефлексии и разным предметам Learningapps.org
  • Сетевые технологии — карты-ума us/,  документы совместного редактирования на Google-диске.
  • Социальные видеосервисы и фотосервисы, позволяющие создавать общие альбомы, загружать и просматривать материал, проводить обсуждения.

Размещенные ресурсы можно встраивать в гипермедиа или связывать ссылками в гипертексте. Наряду с этим учащиеся могут фиксировать собственные наблюдения, результаты и ход самостоятельных исследований в виде фотографий и видеофрагментов, строить модели объектов и включать их в учебную деятельность в качестве источников информации для конкретизации и иллюстрирования теоретических знаний.

Переходим к 4-му этапу. Способы и методы оценивания предметных результатов. Инструменты сети Интернет помогут учащимся наладить совместную работу, обсудить проблемы и дадут доступ к необходимым информационным ресурсам. Разработка инструментов оценивания для собственной учебной ситуации, используя веб-инструменты: опросники, контрольные листы, дневники, журналы, критериальные таблицы.

Можно сделать вывод, что сегодня учитель химии помимо глубокого знания своего предмета должен обладать высоким уровнем компетентности в области проектировочной деятельности, уметь проектировать информационную образовательную среду, которая будет обеспечивать продуктивную учебную деятельность, основанную на учебных ситуациях.

 Список источников и литературы

1 .Кендиван, О.Д. Использование подходов PISA при разработке учебных заданий к курсу «Химия» // Вестник развития науки и образования.- 2008.-№3.- С.116-119.

  1. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., МельниковаН.Н. Управление качеством образования новых информационных технологий и образовательного мониторинга. — М.: Педагогическое общество России, 1999.
  2. Осмоловская, И.М. ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования // Директор школы. – 2006.-№8.-С.64

4.ФГОС Нормативные документы учителю. http://www.school-3.ru/деятельность/ФГОС/основная-школа/293-стандарты-второго-поколения-химия

Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.