Конференции, олимпиады и чемпионаты профессионального мастерства WorldSkills как средство формирования практико-ориентированной среды в системе среднего профессионального образования

С.В. Першина, Волгоградский политехнический колледж им. В.И. Вернадского, Волгоград

С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования возникла необходимость пересмотра как его содержания, так и технологий, применяемых для формирования различных профессиональных компетенций.

На этом основании можно считать, что в профессиональной подготовке специалиста любого профиля сегодня особенно острой является проблема усиления именно практической (практико-ориентированной) части обучения.

Сегодня в системе СПО практико-ориентированное образование:

—           с одной стороны, связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду, соотнесения своего представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным работодателем, осознания собственной роли в работе;

—           с другой стороны, считается наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Волгоградский политехнический колледж имени В.И. Вернадского существует
на рынке образовательных услуг 90 лет! За столь долгий период своего существования
в колледже уже сформировались не только высококвалифицированный педагогический коллектив, материальная база учебного заведения, но и система практико-ориентированного подхода к обучению студентов, которая применяется педагогическим коллективом колледжа с первых дней обучения ребят и далее способствует поэтапному формированию профессиональных компетенций их личности.

Известно, что на первом курсе студент адаптируется к образовательному процессу. У него формируются понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.

На втором, при изучении специальных дисциплин, начинается укрепление и углубление профессиональных интересов студента, где они не просто закрепляют основные теоретические положения, а учатся прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи.

Именно поэтому с целью популяризации знаний по ОУД «Химия», повышения творческой активности студентов по предмету, выявления талантливых молодых химиков среди студентов и формирования профессиональной направленности обучающихся ежегодно на базе колледжа проходят региональные олимпиады по химии.

Традиционные региональные конференции «Вернадские чтения» позволяют выявлять и поддерживать талантливых учащихся, участвующих в исследовательской деятельности, и мотивированных на продолжение образования в сфере науки.

Подготовку к данным мероприятиям студенты начинают на первом курсе, а теоретические знания и навыки экспериментальной деятельности получают не только на уроках ОУД «Химия», но и в рамках кружка «Биосфера», успешно осуществляющего свою внеаудиторную деятельность по предмету, а также при организации и приведении предметных недель, защите индивидуальных проектов. Именно преподаватели общеобразовательных дисциплин влюбляют юных первокурсников в свой предмет, раскрывают перед обучающимися перспективы самореализации и профессионального становления студентов, что является основой подготовки обучающихся далее на старших (третьем и четвертых) курсах, где идет процесс знакомства студентов с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной, производственной практик, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма.

На данном этапе обучения и профессиональной подготовки студентов сегодня стало очень значимым и актуальным проведение на базе колледжа региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) по компетенции «Лабораторный химический анализ». Конкурсанты демонстрируют при этом уже практические навыки, талант и мастерство, приобретенные уже за весь период обучения. Участие студентов колледжа в конкурсах такого типа позволило коллективу накопить практику передовых технологий и методик подготовки обучающихся к выполнению конкурсных заданий, провести анализ существующей системы подготовки студентов к различным конкурсам и внести в неё необходимые корректировки.

А конкурсы профессионального мастерства WorldSkills явились стартовой площадкой для участия в других мероприятиях.

Так доброй традицией и эффективной формой профессиональной ориентации и профессиональной подготовки студентов химических специальностей («Аналитический контроль качества химических соединений» и «Химическая технология органических веществ») стало ежегодное проведение конкурсов профессионального мастерства «Лучший по профессии» в номинации «Лаборант химического анализа». Участниками данного конкурса являются уже представители промышленных предприятий Волгоградской области, среди которых немало и наших выпускников, что не может не радовать.

Таким образом, можно сделать выводы, что:

  1. Практико-ориентированный подход в среднем профессиональном образовании — неотъемлемая часть образовательного процесса;
  2. Основа практико-ориентированного подхода в образовании — рациональное сочетание фундаментального образования и профессиональной подготовки обучающихся через систему личностно-ориентированный мероприятий (конференций, конкурсов, олимпиад, чемпионатов);
  3. Конференции, конкурсы, олимпиады, чемпионаты профессионального мастерства WorldSkills являются необходимыми средствами формирования практико-ориентированного образования в процессе обучения по той или иной профессии или специальности.
  4. Участие студентов в конкурсах различного уровня позволяет подготовить конкурентоспособных профессионалов, готовых к творческому труду, способных достичь той вершины в профессиональном образовании, которая будет признана лучшим результатом;
  5. А преподавателям колледжа, очень важно создавать условия реализации практико-ориентированной среды для формирования и развития профессиональных качеств будущего специалиста, стимулирования ценностных ориентаций профессии, мотивов, целей, установки на адаптацию, определяющих направленность на профессионализм личности.

Список литературы

  1. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО, на 2015 – 2020 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р).
  2. Бойко Л.П., Иванова Е.А., Пильникова Н.Н. «Предметные олимпиады. 8-11 классы. Химия. ФГОС» / Ред.: Попова Г. П., Виноградова Е. А. – Изд.: Учитель, 2017 г.
  3. Кострова В. Вторая Всероссийская Ассамблея WorldSkills Russia 2013. Электронный ресурс http://ug.ru.
  4. Официальный сайт Министерства образования и науки. Электронный ресурс http://xn--80abucjiibhv9a.xnp1ai/media/events/files/41d4701a6bfda8ac356e.pdf.
Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.