Абрамова Надежда Леонидовна, кпн, доцент, завкафедрой биологии, химии, экологии и методики их преподавания, УрГПУ;
Змеева Инна Владимировна, учитель химии, МБОУ «СОШ №7», ГО Ревда;
Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии, МАОУ «СОШ №29», ГО Ревда;
Сазонов Василий Викторович, учитель химии, МКОУ СОШ д. Васькино, Нижнесергинский МР
ФГОС нового поколения в соответствии с основными направлениями модернизации российской системы образования ориентирует на достижение выпускниками школы не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Химия – удивительный школьный предмет, и его содержание в полной мере может обеспечить достижение этой цели. Однако в БУП образовательных организаций химия вводится позднее большинства других предметов, поэтому педагоги находятся в постоянном поиске путей разрешения противоречия, возникающее между стратегическими целями образования и дефицитом времени, отводимого на их достижение. У каждого профессионала есть свои идеи и методические решения на этот счет. Предлагаем вам познакомиться с опытом учителей химии г. Ревды, школ 29 и 7.
Главная задача учителя не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению и творчеству. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит преподаватель, когда он сам ищет информацию и добывает знания.
Научить всему учеников невозможно, важно их научить находить необходимую информацию. Раньше ученики для подготовки индивидуального сообщения посещали библиотеку и читальный зал, конспектировали статью, оформляли свой рассказ на листочке и готовили пересказ. В наше время достаточно открыть компьютер, задать в поисковой строке вопрос — и вам выйдет огромное количество информации. Необходимо научить детей ориентироваться в огромном потоке информации. Для этого я задаю конкретные вопросы и задания. При составлении сообщения ученики должны придерживаться определенного плана. Необходимо указать свойства вещества и его применение. Приветствуются собственные рисунки, стихи.
Особый интерес для учителя представляют опережающие задания, когда при изучении новой темы ученики сами могут приготовить и рассказать сообщение на определенную тему. Огромный простор для фантазии — это сообщения на вопросы, касающиеся нашего родного города: по производству стали, чугуна, черновой меди, серной кислоты, керамики.
Среднеуральский медеплавильный завод (СУМЗ) — предприятие цветной металлургии в городе Ревда (Свердловская область России), крупнейшее предприятие на Урале по выплавке меди из первичного сырья, производству из отходящих металлургических газов серной кислоты. Входит в состав Уральской горно-металлургической компании с 2000 года.
С этой компанией в 9 классе связано много тем:
Серная кислота. Это и решение задач, тестов, разработка исследовательских проектов.
Решение задач, связанных с производством серной кислоты. Причём, данные для задач приносят сами ребята, которые на СУМЗе разрабатывают свои проекты.
Задача 1.
На предприятиях ООО «УГМК-Холдинг» и, в частности, на Среднеуральском медеплавильном заводе осуществляется производство серной кислоты. В год производится 1 млн. 600 тыс. т серной кислоты. Сколько нужно серы для производства такого количества кислоты? Пересчитайте количество серы за сутки.
Задача 2.
На предприятиях ООО «УГМК-Холдинг» и, в частности, на Среднеуральском медеплавильном заводе осуществляется производство серной кислоты. В день производится 4383 т серной кислоты. Какой объём аммиака потребуется для получения сульфата аммония из этой кислоты?
Задача 3.
На Среднеуральском медеплавильном заводе осуществляется производство серной кислоты. В месяц производится 133333 т серной кислоты. 60% всей кислоты расходуется на производство удобрений. Сколько сульфата аммония можно получить за сутки из этой кислоты?
Тест «Производство серной кислоты»
- Найдите физические свойства серной кислоты:
тяжелая светло-голубая маслянистая жидкость, растворяющаяся в воде в любых, соотношениях
тяжелая бесцветная маслянистая жидкость, не растворяющаяся в воде,
тяжелая бесцветная маслянистая жидкость, растворяющаяся в воде в любых соотношениях,
легкая бесцветная маслянистая жидкость, растворяющаяся в воде в любых соотношениях.
- Какое сырье не используется в производстве серной кислоты:
колчедан,
сернистая кислота,
сероводород,
сера.
- Какого аппарата нет в производстве серной кислоты:
печь для обжига,
сушильная башня,
контактный аппарат,
реакционный аппарат.
- Для чего необходим аппарат Циклон:
для осушения газа,
для нагревания газа,
для поглощения газа,
для очистки газа.
- Для чего необходим аппарат Теплообменник:
для осушения газа,
для нагревания газа,
для поглощения газа,
для очистки газа.
- Найдите уравнение 1 стадии производства серной кислоты:
4FeS2+ 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2 + Q
4FeS + 7O2= 2Fe2O3 + 4SO2 + Q
4FeS2+ 11O2 = 2Fe2O3 + 8SO2 — Q
2FeS2+ 5O2 = 2FeO + 4SO2 + Q
- Найдите уравнение 2 стадии производства серной кислоты:
2SO2+ O2 = 2SO3 + Q,
2SO2+ O2 2SO3 — Q
2SO2+ O2 2SO3 + Q
2SO2+ O2 SO3 + Q
- Найдите уравнение 3 стадии производства серной кислоты:
SO3+ H2O = H2SO4 + Q
SO3+ H2O = H2SO4 — Q
SO3+ H2O = H2SO4 + Q
SO2+ H2O = H2SO4 + Q
- Какой технологический принцип не применяется в производстве серной кислоты:
принцип циркуляции,
принцип теплообмена,
принцип противотока,
принцип непрерывности.
- Найдите область применения серной кислоты:
в качестве удобрения,
в автомобильных аккумуляторов,
топливо в ракетных двигателях,
средство для мытья посуды.
В рамках проекта «Инженериада», инициатором которого является «УГМК-Холдинг», ребята из Ревды, Первоуральска, В.Пышмы и Екатеринбурга разрабатывают инженерные и химико-технологические проекты. Назову темы проектов, которые разработаны учениками 7 школы под руководством ведущих специалистов предприятия: «Получение сульфата аммония из серной кислоты предприятии ООО «УГМК-Холдинг», «Система определения содержания кислорода в отходящих газах плавильных агрегатов», «Рекультивация объекта размещения отходов – существующий отвала фосфогипса», «Определение показателей обогащения различных видов сырья с использованием лабораторных флотационных машин». Темы актуальны для завода, некоторые из них уже реализуются.
Уже несколько лет ребята занимаются изучением воды в реках Ревды и Первоуральска, этому посвящены проекты обучающихся, с которыми они выступают на конференциях различного уровня.
Черновая медь, полученная на СУМЗе, перевозится в В. Пышму, где её очищают от примесей. Рассказав это в теме «Металлы», можно предложить ребятам написать цепочку превращений и написать уравнения реакций
CuS→CuO→Cu→Cu(NO3)2→Cu
Ревдинский кирпичный завод – лидер рынка по производству керамического кирпича. Продукция завода охватывает несколько направлений в данном производстве: рядовой и облицовочный кирпич, крупноформатный керамический блок. Ассортимент – более 60 наименований. Слушая сообщения учеников о керамических изделиях (Урок «Силикатная промышленность»), чувствуется гордость за наш завод, продукция которого славится не только в области, но и по всей России.
Знание разнообразных сплавов с заранее заданными свойствами требуется в теме «Металлы и сплавы». В нашем городе и в городах Урала имеются предприятия по производству стали, чугуна, цветных металлов. Сообщения о разных сплавах помогают раскрыть огромное значение этих предприятий для экономики России.
Недавно мы отметили 75-летие Победы нашей страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.. Невозможно переоценить значение работников тыла, которые помогали фронту ковать эту победу. «Снарядами, танками, тоннами стали уральцы священную клятву держали…» Мероприятие к юбилею Победы было проведено в сентябре прошлого года. На нем выступали ученики с сообщениями о металлах, которые «воевали» вместе с солдатами.
Мы показали несколько методических приемов по использованию местного материала в процессе обучения химии. Надеемся, этот опыт окажется полезным учителям химии – участникам конференции.