Быкова Зоя Николаевна, учитель химии МБОУ «Лицей № 21» ,
г. Первоуральск
Организация дистанционной поддержки учебного курса
Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ (Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» гл II, ст 16)
Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с учителем. За последние пару лет практически все учителя лицея посетили курсы по организации дистанционного обучения, а значит пришло время внедрять эти знания в жизнь.
Дистанционное обучение мы реализуем на базе СДО ИРО. Учащимся предоставляется доступ с правами ученика к выбранным ими образовательным ресурсам. Педагогам предоставляется доступ с правами преподавателя.
Я решила попробовать создать и апробировать курс для 11 класса «Основные вопросы общей и неорганической химии». Это курс является дополнением к учебному курсу 11 класса, т.е. дублирует изучаемые темы, но на другом уровне. К курсу подключены учащиеся, которые планируют сдавать ЕГЭ по химии. Практически каждое занятие состоит из двух частей: теоретической и контролирующей.
В теоретической части предлагается интерактивная лекция, где переход к последующему вопросу не возможен, пока не дан ответ на понимание части материала уже изложенного. Таким образом учащимся предлагается осмысленно изучить (повторить) материал. Конечно, это возможно только при определенной мотивации учащихся к получению знаний. Лекция считается засчитанной, если пройдено 80 % материала. Некоторая доля учащихся пытается перескочить сразу к практической части, сделав несколько неуспешных попыток прохождения (в дальнейшем можно закрепить переход к контролирующей части только после усвоения теоретической части).
Для проверки и контроля знаний, умений и навыков, учащихся используются различные формы работы, такие как тестовые вопросы, задания с необходимостью дописать правильный ответ (конечно, можно включать и задания-упражнения, требующие непосредственной проверки учителем). На выполнении предоставляется три попытки. Время выполнения ограничивается и определяется числом вопросов и их уровнем сложности. Часть учащихся использует две-три попытки, бывает, что некоторые вновь через несколько дней возвращаются к этим вопросам, если результат их не устраивает.
Система автоматически проверяет как прохождение теоретической части, так и оценивает выполнение практической части. Мне как учителю остается только проанализировать выполнение заданий, увидеть вопросы, понимание которых вызывает у учащихся затруднения и на уроке уже остановиться на их разборе.
Учащиеся имеют возможность в любое время вернуться к любой теме, еще раз рассмотреть, как теоретический материал, так и потренироваться в выполнении тестовых упражнений.
Для соблюдения принципов здоровьесберегающих технологий занятия разбиты на части, поэтому у учащегося есть возможность делать перерывы, и вновь возвращаться к работе.
Поскольку курс – это дополнение к учебному курсу, я заранее определяю темы, выполнение которых оценивается и отметки переносятся в журнал.
Но есть в курсе и свои «подводные камни».
- Не у всех есть выход в Интернет в домашних условиях (или скорость соединения низкая).
- Нагрузка на педагога при разработке курса.
- Не совершенность программы «оболочки» для создания курсов (не возможность вводит формулы)
- Не все учащиеся достаточно мотивированы к самостоятельному систематическому овладению материала.
Но, все же используя ДО, можно строить учебные курсы, реализующие вариативность представления информации, интерактивность обучения, многократное повторение изучаемого материала, структурирование контента и его модульность, создание постоянно активной справочной системы, самоконтроль учебных действий, выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов, конфиденциальность обучения, в соответствии с принципами успешного обучения.