Черепанова Елена Николаевна, учитель химии МАОУ СОШ №12 г. Первоуральска
В статье рассматривается эффективный способ переработки и предъявления учебной информации, основанный на технологии интеллект-карт; продемонстрирована возможность применения технологии для формирования ключевых компетенций школьников; приведён пример организации учебной деятельности на основе технологии интеллект-карт и их использования в качестве инструментов диагностики учебных достижений обучающихся.
Новый стандарт образования требует, чтобы ученик мог сам ставить и решать проблемы, понимать, для чего учится, уметь находить информацию, размышлять над ней: анализировать, обобщать и систематизировать, а ещё уметь общаться, оценивать себя и других.
Как же научить всему этому школьника и главное узнать, чему же на самом деле он научился, в каких видах деятельности и какого рода затруднения испытывал при обучении?
Очевидно, что для решения обозначенных проблем необходимы иные приёмы и способы работы с учебной информацией и, как следствие, иные способы организации учебного процесса, позволяющие не столько формировать, сколько управлять формированием ключевых компетенций на основании информации обратной связи. Одним из таких эффективных способов, на наш взгляд, является технология интеллект-карт, основанная на визуализации ассоциативных связей.
Интеллект-карта — это инструмент, позволяющий:
- эффективно структурировать и обрабатывать информацию;
- мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал.
Отличительные особенности этого подхода: графическое представление информации; визуализация её структуры; активное использование цвета и многомерных объектов; максимальное использование пространства листа бумаги. Для построения интеллект-карт используются механизмы обработки информации, совершаются мыслительные операции. Благодаря этому учебная информация быстрее и качественнее запоминается со всеми связями и отношениями между понятиями. Более того, интеллект-карта, построенная по определённым законам, отображает информацию не только об описываемом объекте в том контексте и объёме как его понимает автор, но и о логичности и системности его мышления. Таким образом, она одновременно визуализирует и комплекс учебных знаний, и способы их предъявления, и набор психологических приёмов, используемых автором карты для её построения. Можно без преувеличения сказать, что технология интеллект-карт это и способ организации учебно-познавательной деятельности, и инструмент для диагностики её результатов. Именно эта особенность технологии позволяет значительно расширить возможности участников образовательного процесса на разных его этапах.
Правила создания карт
- Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
- Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
- Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
- Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
- Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
- Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
- Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Приведём пример проектирования на основе технологии интеллект-карт на занятии по внеурочной деятельности по теме «Кислород» 6 класс.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся должны:
— повторить и обобщить материал о кислороде;
— расширить свои знания о кислороде.
Центральным образом интеллект-карты будет являться непосредственно кислород (рис. 1).
На следующем этапе всю информацию о кислороде можно разделить на четыре независимых блоков и сгруппировать её по следующим признакам: свойства кислорода, способы собирания, нахождение в природе, применение. В этих выводах заключено ключевое содержание (ключевые слова) темы, подлежащее усвоению – ядро темы. В структуре интеллект-карты ключевые слова ‒ это первичные идеи, расположенные на главных ветвях, отходящих от центрального графического образа. Чтобы показать это, необходимо к центральному образу добавить ветви (стрелки, изогнутые линии, и т. п.), формирующие структуру интеллект-карты (рис. 2).
Итак, графическая основа интеллект-карты готова, далее необходимо наполнить её предметным содержанием, что дети и делают, добавляя к главным ветвям столько ответвлений с отобранной информацией, сколько необходимо для раскрытия смысла ключевых слов, при этом стараются, чтобы ответвления не пересекались и не перепутывались (рис. 3).
Далее, учащиеся подбирают рисунки (графические образы), подходящие к словам, размещённым ими на ветвях интеллект-карты. Подбор рисунков к словам является мнемоническим приёмом, который способствует лучшему запоминанию содержания карты.
Выделение структуры интеллект-карты цветными блоками или закрашивание ветвей как главных, так и дополнительных (рис. 4) используется в двух случаях. Во-первых, когда карта имеет 5 и более ключевых ветвей и множество ответвлений, из-за которых может выглядеть размытой. Впрочем, такого эффекта может и не быть. Во-вторых, чтобы подчеркнуть общность информации, собранной на конкретной ветви. В любом случае, как бы то ни было, интеллект-карта с выделенными разноцветными ветвями выглядит целостнее и чётче.
Завершающий этап построения интеллект-карт – установление объективных связей между понятиями, составляющими содержательную основу интеллект-карты. Эти связи дети отображают двусторонними стрелками. Благодаря наличию таких связей разрозненные элементы учебной информации объединяются в единое целое, и интеллект-карта приобретает завершённый вид (рис. 5).
В завершение добавлю, что используя в дальнейшем интеллект-карту как опору, дети свободно и с удовольствием воспроизводят её содержание.
На рисунке 6 и приведены пример завершённой работ ученицы 9 класса по теме: «Алюминий».