Из опыта внеурочной работы по химии

Короткова Гульшан Умаржановна, учитель химии ФКОУ «Средняя общеобразовательная школа ГУФСИН России по Свердловской области», г. Кировоград

В связи с переходом российского образования на ФГОС II поколения возникла необходимость пересмотра преподавания учебного предмета химии в 8-9 классах.

     Федеральный государственный стандарт ООО предусматривает требования к результатам освоения ООП ООО:

Личностные

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

-формирование ценности здорового и безопасногообраза жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;

-формирование основ экологической культуры,соответствующей современному уровню экологического мышления;

Метапредметные

-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлятьконтроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

Предметные

-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении;

-овладение основам химической грамотности;

-формирование умений устанавливать связи между     реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ;

-приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдение за их превращениями при проведении несложных экспериментов с использованием лабораторного оборудования.

     Для реализации требований стандарта к результатам освоения ООП ООО по химии мною изучен и введен в практику пропедевческий курс химии для 7 класса.

Ведение данного курса считаю целесообразным в сязи с тем, что естественнонаучные предметы биология, физика, география преподаются, начиная с 5-7 класса. Таким образом, учащиеся получают сведения об окружающем мире не в полном объеме.

За основу курса принята программа О.С.Габриеляна «Химия. Вводный курс» 7 класс.

Программа предусматривает формирование у учащихся УУД и ключевых компетенций; направлена на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подхода, овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

     Стандарт нового поколения предусматривает самостоятельное выполнение обучающимся индивидуального проекта (учебного исследования или учебного проекта) под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). В целях развития интереса и любви к химии, склонности заниматься ею, а также в целях развития навыков самостоятельной работы я практикую  индивидуальные творческие и исследовательские работы учащихся по химии, которые получили название творческих проектов.  Ежегодно, на школной научно-практической конференци, совместно с учащимися, мы представляем учебные исследовательские проекты по химии:

Уч.год

Проект

2012

«Знакомьтесь: Вода!!!»

2013

«Влияние биологически активной воды на растительный организм»

2015

«Основы мыловарения в домашних условиях»

2016

«Простейшие методы исследования качества воды в домашних условиях»

Многие из этих исследовательских проектов заняли призовые места в конкурсах образовательных порталов, такие как: Продленка, Инфоурок, Видеоурок.

 

     Наиболее массовым и эффективным видом внеклассной работы по химии в нашей школе является проведение предметной недели по химии.  Для более планомерной организации  выбраем организационный комитет. В состав оргкомитета входят не только учитель химии и биологии, но и учащиеся. Такой расширенный по составу комитет объяснятся тем, что в общешкольном мероприятии участвует вся школа.

     Примерный план мероприятий недели химии включает следующие пункты: подготовка и афиширование мероприятия; проведение открытого урока; проведение интерактивных экскурсий; выпуск каждым классом тематических стенных газет и плакатов; отчет о работе химического кружка; проведение общественного смотра знаний по химии; конкурсы, викторины, школьная олимпиада по химии; подготовка и проведение тематического вечера или утренников по химии; подведение итогов и награждение лучших химиков (учащихся) школы.

    Олимпиады по химии являются одним из действенных средств оценивания глубоких и прочных знаний учащихся, так как они не только развивают творческие  способности учащихся, но и вырабатывают настойчивость и упорство в преодолении трудностей, развивают навыки самостоятельной работы. 

     Ежегодно, в нашей школе проводятся не только школьные туры олимпиад. Учащиеся участвуют в олимпиадах регионального, областного, всероссийского и международного уровня. Этому предшествует кропотливая подготовка учащихся по предмету. Для подготовки учащихся к заданиям олимпиады следующего уровня я  использую данные прошлых олимпиадных заданий.

     На различных этапах внеклассной работы  интерес должен перерастать в заинтересованность; затем в стремление познать большее и научиться большему; далее у ученика появляется потребность в постоянной деятельности по совершенствованию своих знаний и умений по химии.

На всех этапах учитель должен помогать ученику в удовлетворении его образовательных запросов.

 

 

Использованные материалы:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, М, Просвещение 2018г

  1. С. И. Гильманшина, С. С. Космодемьянская «Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ОО», учебное пособие, МОиНРФ Казанский (Приволжский) Федеральный университет
Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.