Короткова Гульшан Умаржановна, учитель химии ФКОУ «Средняя общеобразовательная школа ГУФСИН России по Свердловской области», г. Кировоград
В связи с переходом российского образования на ФГОС II поколения возникла необходимость пересмотра преподавания учебного предмета химии в 8-9 классах.
Федеральный государственный стандарт ООО предусматривает требования к результатам освоения ООП ООО:
Личностные
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-формирование ценности здорового и безопасногообраза жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения;
-формирование основ экологической культуры,соответствующей современному уровню экологического мышления;
Метапредметные
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлятьконтроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
Предметные
-формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении;
-овладение основам химической грамотности;
-формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ;
-приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдение за их превращениями при проведении несложных экспериментов с использованием лабораторного оборудования.
Для реализации требований стандарта к результатам освоения ООП ООО по химии мною изучен и введен в практику пропедевческий курс химии для 7 класса.
Ведение данного курса считаю целесообразным в сязи с тем, что естественнонаучные предметы биология, физика, география преподаются, начиная с 5-7 класса. Таким образом, учащиеся получают сведения об окружающем мире не в полном объеме.
За основу курса принята программа О.С.Габриеляна «Химия. Вводный курс» 7 класс.
Программа предусматривает формирование у учащихся УУД и ключевых компетенций; направлена на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подхода, овладение учащимися знаниями и умениями, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Стандарт нового поколения предусматривает самостоятельное выполнение обучающимся индивидуального проекта (учебного исследования или учебного проекта) под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). В целях развития интереса и любви к химии, склонности заниматься ею, а также в целях развития навыков самостоятельной работы я практикую индивидуальные творческие и исследовательские работы учащихся по химии, которые получили название творческих проектов. Ежегодно, на школной научно-практической конференци, совместно с учащимися, мы представляем учебные исследовательские проекты по химии:
Уч.год |
Проект |
2012 |
«Знакомьтесь: Вода!!!» |
2013 |
«Влияние биологически активной воды на растительный организм» |
2015 |
«Основы мыловарения в домашних условиях» |
2016 |
«Простейшие методы исследования качества воды в домашних условиях» |
Многие из этих исследовательских проектов заняли призовые места в конкурсах образовательных порталов, такие как: Продленка, Инфоурок, Видеоурок.
Наиболее массовым и эффективным видом внеклассной работы по химии в нашей школе является проведение предметной недели по химии. Для более планомерной организации выбраем организационный комитет. В состав оргкомитета входят не только учитель химии и биологии, но и учащиеся. Такой расширенный по составу комитет объяснятся тем, что в общешкольном мероприятии участвует вся школа.
Примерный план мероприятий недели химии включает следующие пункты: подготовка и афиширование мероприятия; проведение открытого урока; проведение интерактивных экскурсий; выпуск каждым классом тематических стенных газет и плакатов; отчет о работе химического кружка; проведение общественного смотра знаний по химии; конкурсы, викторины, школьная олимпиада по химии; подготовка и проведение тематического вечера или утренников по химии; подведение итогов и награждение лучших химиков (учащихся) школы.
Олимпиады по химии являются одним из действенных средств оценивания глубоких и прочных знаний учащихся, так как они не только развивают творческие способности учащихся, но и вырабатывают настойчивость и упорство в преодолении трудностей, развивают навыки самостоятельной работы.
Ежегодно, в нашей школе проводятся не только школьные туры олимпиад. Учащиеся участвуют в олимпиадах регионального, областного, всероссийского и международного уровня. Этому предшествует кропотливая подготовка учащихся по предмету. Для подготовки учащихся к заданиям олимпиады следующего уровня я использую данные прошлых олимпиадных заданий.
На различных этапах внеклассной работы интерес должен перерастать в заинтересованность; затем в стремление познать большее и научиться большему; далее у ученика появляется потребность в постоянной деятельности по совершенствованию своих знаний и умений по химии.
На всех этапах учитель должен помогать ученику в удовлетворении его образовательных запросов.
Использованные материалы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, М, Просвещение 2018г
- С. И. Гильманшина, С. С. Космодемьянская «Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ОО», учебное пособие, МОиНРФ Казанский (Приволжский) Федеральный университет