Конференция как средство активизации познавательной деятельности обучающихся

Коршунова Ирина Николаевна, преподаватель биохимии ГБПОУ «СОМК» РЦМО

Происходящие изменения в обществе и в медицине ставят определенные цели и задачи перед средним специальным профессиональным образованием, требующие качественных изменений при подготовке кадров. Профессиональная готовность студента возможна лишь при достаточном уровне речевой культуры, его умении правильно пользоваться словом, языком.

Речевая культура личности – важный показатель уровня развития культуры мышления, а профессионально-речевая культура специалиста – показатель развития его профессионального мышления. Вот почему развитие общей и профессиональной речевой культуры при подготовке специалистов является одним из неотъемлемых условий их личностного и профессионального становления.

Для развития профессиональной готовности специалиста и как следствие профессионального самоопределения можно использовать дополнительные формы организации педагогического процесса. Одной из таких форм является учебная конференция.

Вишнякова С.М. определяет понятие конференция, как мероприятие, проводимое с целью обсуждения научных, методических вопросов, выработки рекомендаций по их решению. Учебная конференция развивает познавательные интересы, обеспечивает полноценное повторение и закрепление учебного материала; в период подготовки к конференции учащиеся включаются в самостоятельную работу, обогащенную поиском и творчеством [1].

Учебная конференция является организационной формой обучения, которая обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и обучающихся при максимальной самостоятельности и активности последних.

Конференция направлена на расширение, закрепление и совершенствование знаний. У этой формы обучения большие воспитательные возможности. Она создает условия для самовыражения обучающихся, их самореализации. В общении и коллективной познавательной деятельности формируются установки личности, проясняются ее позиции, крепнут убеждения, развивается профессиональное мышление.

При подготовке и в процессе проведения конференции акцент необходимо делать на развитие самостоятельности обучающихся, подготовку их к самообразованию. Этого можно достичь, предоставляя обучающимся возможность самостоятельно:

— искать новые знания в разных источниках;

— использовать уже имеющиеся знания в новых условиях учебной деятельности.

Главное в конференции – свободное обсуждение проблемных вопросов.

Конференция является единицей учебно-воспитательного процесса, на базе которой раскрывается и реализуется главная часть учебной программы и отражается ее уровень усвоения.

При подготовке медицинских лабораторных техников на старших курсах эта форма организации педагогического процесса используется часто и дает хорошие результаты. Во время подготовки к конференции студенты проводят обобщение материала по данной теме, изучают дополнительные литературные источники, проводят исследования. В ходе конференции студенты учатся выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы коллег.

При подготовке к конференции по теме «Атеросклероз: вопросы диагностики, профилактики и лечения» студенты отделения «Лабораторная диагностика» систематизировали материал по нескольким предметам: биохимии, патологии, микробиологии и др. Студенты отделения «Лечебное дело» подготовили анализ историй болезни пациентов, основные направления лечения и профилактики. По данным исследованиям были сделаны доклады перед аудиторией. На конференции присутствовали студенты разных специальностей, преподаватели и практические врачи. На конференции задавались вопросы, на которые докладчик отвечал самостоятельно.

Важным условием развития и повышения активности личности в учебном процессе является побуждение обучающихся к рефлексии. Рефлексия как понимание и знание обучающимся самого себя и выяснение того, как другие знают и понимают его личные особенности, значительно повышает общий и интеллектуальный и личностный уровень человека, способствует развитию критичности мышления. Рефлексия как часть самопознания необходима будущему специалисту, чтобы обнаружить свои слабые стороны и раскрыть имеющиеся потенциальные возможности для дальнейшего саморазвития и профессионального роста.

Участие обучающихся в подготовке и проведении конференции дает возможность самооценки деятельности личности в коллективном труде, возможность увидеть свои сильные и слабые стороны.

Таким образом, учебные конференции развивают у студентов кругозор, вызывают интерес к изучаемому материалу, развивают общительность, доброжелательность, чувство товарищества, коллективизма, способность взаимодействовать с коллегами без напряженности. Учебные конференции становиться для студентов средством саморазвития, создают дополнительную мотивацию к профессиональному росту, что способствует карьерному росту.

 

Литература.

  1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – С.137-138.

 

 

Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.