Школьный конструктор опыта – уникальный инструмент, обеспечивающий реализацию требований стандартов общего образования

И. А. Матвеева, МБОУ СОШ №107  г. Екатеринбург

В. А. Уфимцева, МБОУ СОШ №107 г. Екатеринбург

В настоящее время основной целью государственной политики в системе российского образования является повышение доступности качественного образования.

Документом, в котором определены основные мероприятия развития образования, является Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497 [1]. Мероприятие 2.2 данной программы «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» предусматривает реализацию комплексного проекта по отработке и распространению механизмов повышения качества образования в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

МБОУ СОШ №107 является образовательной организацией, функционирующей  в неблагоприятных социальных условиях: большая часть обучающихся — это дети из неблагополучных социальных семей,  в которых  родители имеют  асоциальное поведение, педагогическую несостоятельность, невысокий образовательный ценз и отсутствие работы.   Кроме того, на сегодняшний день особенно острым является противоречие между требованиями государства к уровню образовательных результатов выпускников общеобразовательных организаций  и реальными учебными результатами обучающихся  МБОУ СОШ №107.

В связи с выше изложенным  в  январе  2019 года на площадке МБОУ СОШ №107  стартовала   «Программа  перехода школы в эффективный режим работы». Цель Программы: создание практико-ориентированной образовательной среды, направленной на получение социально-экономических компетенций, необходимых для успешной социализации и реализации жизненного потенциала, обеспечивающей современное качество образования, формирующей социально адаптированную и творчески индивидуальную личность, обладающую гражданской позицией, навыками нравственного поведения.

Одним из проектов  Программы является проект «Развитие кадрового потенциала: образование через всю жизнь»,  цель которого совершенствовать профессиональную компетентность педагогических и руководящих работников школы.

Модель кадровой политики и организации  повышения квалификации педагогических и руководящих работников в МБОУ СОШ № 107 имеет несколько ключевых этапов: система обучения педагогов,  особенности организации образовательной деятельности, системно – деятельностный и персонифицированный подход при выборе технологий, форм и методов обучения и развития обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.

Уникальным методическим инструментом для проектирования образовательного процесса в общеобразовательных организациях, организациях системы дополнительного образования  является, на наш взгляд, Школьный Конструктор опыта, разработанный специалистами Школы креативного мышления «Икра» (г. Москва) [2].

Школьный конструктор опыта – это инструмент, который помогает изменить образовательный процесс и заинтересовать обучающихся с 1 по 11 классы.  С его помощью становится возможным проектировать урок, выстраивая  сценарий в зависимости от типа урока, возраста и развиваемых навыков обучающихся.

Конструктор состоит из карточек, на которых описаны педагогические методики. С помощью этого набора методик каждый преподаватель дополнительного образования, наставник, вожатый, воспитатель, тренер,  тьютор, учитель сможет спланировать занятие по любой теме и для любой аудитории.

На каждой  методической карточке представлена следующая информация:

  • название методики и методические шаги (например, методика «Банка мудрости» предполагает от учеников следующие действия: написать на стикере сложный вопрос по пройденной теме, сложить все вопросы в банку и перемешать, по очереди вытягивать вопрос и отвечать);
  • этап урока, на котором используется методика: знакомство, объединение в команды, новый материал, проверка понимания, закрепление материала, контроль усвоения, домашнее задание, бодрилка, рефлексия (например,  методика «Банка мудрости»  актуальна для этапа урока  закрепление материала);
  • для какой части урока подходит данная методика: введение, основное содержание, подведение итогов (например, методика «Банка мудрости» используется во время  подведения итогов);
  • рекомендуемый возраст (класс) для использования методики (например, методика «Банка мудрости» рекомендована для обучающихся 5-8 классов);
  • рекомендуемое время на уроке для использования методики (например, методика «Банка мудрости» по времени занимает 20 минут урока);
  • тип методики: групповая или индивидуальная (например, методика «Банка мудрости» является групповой);
  • какие компетенции у обучающихся развивает методика: критическое мышление, креативное мышление, кооперация, коммуникация, метакогнитивные навыки, грамотность (например, методика «Банка мудрости» развивает критическое мышление и коммуникацию).

Кроме методических карточек в Конструкторе есть функциональные карточки, которые помогают педагогу познакомиться с обучающимися, поделить их на команды, раздать домашнее задание или организовать групповую рефлексию по пройденному материалу. Функциональные  карточки помогают сбалансировать сценарий урока, встраиваясь на любом этапе. Например, методика «Рюкзак» используется на этапе рефлексии, рекомендована для обучающихся 5-8 классов, по времени занимает 5-10 минут, развивает критическое мышление, является индивидуальной и групповой: учитель просит обучающихся собрать воображаемый рюкзак знаний, которые они приобрели на уроке, по одному «предмету» от каждого.

В помощь педагогу в Конструкторе есть шаблон сценария урока (занятия), для заполнения  которого необходимо сделать следующие шаги:

  • записать класс и его характеристики; определить тему, цели и ход урока;
  • выбрать методические карточки из Конструктора, познакомиться с содержанием методик;
  • выбираем методики и последовательно выкладываем карточки, выстраивая урок; при этом можно соединять методики, придумывая новые, можно трактовать методику самому, не читая шаги, можно просто придумывать собственную методику, фиксируя ее в пустых карточках – шаблонах;
  • добавляем функциональную карточку, организуя пространство урока;
  • проверяем себя и «упаковываем» сценарий урока; распределяем время использования методик в зависимости от характеристики класса; записываем в сценарий необходимые ресурсы.

Разработчики Конструктора в части характеристики класса предлагают указывать количество учеников, в целом по классу уровень восприятия информации и  успеваемость. На наш взгляд, эта рекомендация не соответствует требованиям ФГОС[3]. Поэтому, педагог – психолог МБОУ СОШ №107 для каждого класса составила «Психолого – педагогическую карту класса» [4], в которой по каждому обучающемуся есть следующая информация: статус семьи, общественное поручение, уровень дисциплины, занятия в системе дополнительного образования, отношение к труду, уровень воспитанности, особые черты характера, состояние здоровья, уровень успеваемости, внимание (уровень концентрации внимания), память (слуховая, зрительная, логическая), понятийное мышление (интуитивное, логическое, категоризация), мышление    (абстрактное, визуальное), уровень развития интеллекта, уровень развития речи, уровень познавательной  мотивации, уровень тревожности, уровень работоспособности.  Считаем, что наличие такой карты способствует грамотному выстраиванию урока, комбинации методик Конструктора  с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

В практике своей работы мы используем Школьный Конструктор опыта  на протяжении очень небольшого промежутка времени. Тем не менее, мы согласны с разработчиками этого уникального методического инструмента в том, что он помогает:

  • проектировать интересные занятия;
  • влюблять учеников в образовательный процесс;
  • помогает обучающимся приобретать опыт, а не получать готовую информацию;
  • развивать у обучающихся важные навыки будущего: креативное мышление, критическое мышление, кооперация, коммуникация, метакогнитивные навыки, грамотность;
  • повышать уровень профессиональной компетентности педагога.

 

Список источников

  1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 — 2020 годы [Информационно-правовое обеспечение «Гарант»]: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 года № 497— Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/71044750/ (07.12.2019)
  2. Школьный конструктор опыта [сайт ООО «Школа ИКРА»] — режим доступа: URL: https://shko.ikraikra.ru/ (07.12.2019)
  3. Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС. Методические материалы для учителя. – М.: Педагогическое общество России, 176 с.
  4. Поташник М.М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология): методическое пособие/М.М. Поташник, М.В.Левит. — Изд.2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2010. 143 с.
  5. План совместной деятельности ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» и пилотной площадки МБОУ СОШ № 107 города Екатеринбурга по реализации мероприятия «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов» [сайт МБОУ СОШ №107] — режим доступа: URL: http://школа107.екатеринбург.рф/custom/172 (07.12.2019)

 

Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.