Обучающий тест как средство реализации компетентностного подхода при подготовке учащихся к ОГЭ

Мельникова Надежда Анатольевна, учитель химии МБОУ «СОШ №10»

Обучающий тест — это педагогический тест, включающий актуальный учебный материал, предназначенный для формирования у обучаемого определенного уровня знаний, навыков, умений и позволяющий осуществлять самоконтроль усвоения материала. Обучающий тест является средством реализации компетентностного подхода при подготовке школьников к ГИА. Обучающий характер тестов проявляется, главным образом, в том, что каждый ученик, выполнив тест (или несколько тестов), увидит разделы учебного курса, по которым у него есть пробелы в знаниях. Такое тестирование в форме текущего или рубежного контроля знаний, например, по одному из разделов учебного курса, даёт возможность обучающимся вернуться к повторению того учебного материала, который они должным образом не усвоили.

            Обучающие тесты предоставляют возможность проявить учащимся самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению самоконтроля. В результате выполнения  теста учитель может определить не только «проблемную зону» обучающегося, но и установить причину итоговой неудачи и построить необходимую индивидуальную коррекционную работу. Предлагаю обучающий тест по теме «Окислительно-восстановительные реакции»:

ТЕСТ

Повторим!

Химические реакции, во время которых происходит изменение степеней окисления элементов – окислительно- восстановительные (ОВР).

Виды ОВР

 

Межмолекулярные            внутримолекулярные     диспропорционирования        

(о-ль и в-ль                         (о-ль и в-ль (атомы         (о-ль и в-ль (атомы одного

в разных веществах)          разных элементов)           элемента) входят в состав

                                             входят в состав                одного вещества).

                                              одного вещества)

            Окислитель принимает е, сам восстанавливается; процесс восстановления.

Важнейшие окислители: KMnO4, K2Cr2O7, HNO3, KClO3, галогены (F2, Cl2, Br2), кислород, ионы металлов: Ag+, Cu2+, H+

Восстановитель отдает е, сам окисляется, процесс окисления.

Важнейшие восстановители: металлы, водород, углерод, FeCl2, Cr2(SO4)3, H2S, HCl, NH3, H2SO3 , органические вещества.

Степень окисления элемента – формальный заряд атома в молекуле, который образуется при отдаче или принятии электрона атомом.         Окислительно-восстановительный процесс, происходящий на электродах при прохождении постоянного электрического тока через раствор или расплав электролита – электролиз.

Катодные процессы – восстановление, т.е. присоединение электронов катионами.

Катодные процессы определяются активностью ионов металла:

Li  Rb  K   …  Al           Mn Zn Cr Fe …     H                      Cu Ag  Au  Pt

активные металлы       металлы средней                        малоактивные металлы

          ↓                             активности                                              ↓

восстановление                       ↓

ионов водорода                     восстановление                       восстановление ионов

                                       ионов металла и воды                      металла

           

2H2O + 2e = H2↑ + 2OH—                                                             Men + ne = Me0

 Анодные процессы – окисление – отдача электронов анионами.

  1. Бескислородные ионы: Cl, Br, S2-: (исключение – F окисляется только в расплавах, в отсутствии воды):

                                                2Cl — 2e = Cl2

  1. OHв растворах (расплавах) щелочей:

                                              4OH-4e = O2↑ + 2 H2O

  1. Кислородсодержащие ионы, в которых элемент имеет высшую степень окисления, на аноде не окисляется: SO42-, NO3, PO43-

                                              2H2O – 4e = O2↑ + 4H+

 

Задание 1.

Определите наименьшую степень окисления хрома в соединении:

  • K2Cr2O7 3) Cr2O3
  • Na[Cr(H2O)2F4]            4) Cr (OH)2

Рекомендации:

  • Степень окисления водорода в соединениях с неметаллами +1; кислорода -2 (кроме пероксидов); калия и натрия +1; фтора -1.
  • Для определения соединения, в котором степень окисления хрома минимальная, составьте уравнение электронейтральности молекулы и определите значение степеней окисления хрома.
  • K2+1Cr2xO7-2 → 2(+1) + 2х + 7(-2) =0; х=+6; Cr+6
  • Crx O3-2→ x + 3(-2) = 0; x=+6: Cr+6.
  • Na+ [Cr x(H2+ O-2)2 F4] → +1 + x + 2[2(+1) + (-2)] +4(-1) =0, x=+3; Cr +3
  • Crx (O-2 H+)2   →    x+ 2[(-2) +  (+1)] =0; x= 2;  Cr+2 

ОТВЕТ: 4  

Задание  2.    

Окислительно-восстановительной реакцией является реакция разложения:   

  • CaCO3 = CaO + CO2                       3) 2NH3 = N2 + 3H2
  • 2 Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3 H2O               4) C + O2  = CO2

Рекомендации:

  • Вспомните, какие реакции называются окислительно-восстановительными.
  • Вычислите степени окисления атомов каждого элемента (смотрите пояснения к вопросу 1).
  • Если происходит изменение степени окисления некоторых элементов, следовательно, реакция является ОВР.

ОТВЕТ: 3

Задание  3

Установите соответствие между схемой химической реакции и свойством элемента хлора, которое он проявляет в этой реакции.

СХЕМА РЕАКЦИИ

 

А)  K2CO3 +Cl2 →KCl + KClO3 + CO2

Б)  FeCl2 + Cl2 → FeCl3

В)  KClO4→KCl + O2

Г)  Fe3O4 + HCl →FeCl2+FeCl3 + H2O

СВОЙСТВА ХЛОРА

 

1)      Является окислителем

2)      Является восстановителем

3)      Является и окислителем, и восстановителем

4)      Не проявляет окислительно-восстановительных свойств.

Рекомендации:

  • В окислительно- восстановительных реакциях окислитель – принимает электроны и понижает свою степень окисления; восстановитель – отдает электроны и повышает свою степень окисления.
  • Вычислите степень окисления элементов и установите соответствие.

Комментарии:

Если вы выбрали ответ 1, 2, или 4, то вы не учли, что в этом случае хлор повышает и понижает степень окисления, то есть является и окислителем и восстановителем.

Если вы выбрали ответ 2,3, или 4, то вы не учли, что хлор понижает степень окисления, следовательно, является окислителем.

Если вы выбрали ответ 2,3 или 4, то вы не учли, что хлор понижает степень окисления, то есть является окислителем.

Если вы выбрали ответ 1,2, или 3, то вы не учли, что хлор не изменяет степени окисления.

ОТВЕТ: 3114

Задание 4.

Установите соответствие между формулой соли и уравнением реакции, протекающей на катоде при электролизе водного раствора этой соли с инертными электродами.

ФОРМУЛА СОЛИ

 

А)  CaCl2

Б)  Ca(NO3)2

В)  KNO3

Г)  Cu(NO3)2

 

УРАВНЕНИЕ РЕАКЦИИ,  ПРОТЕКАЮЩЕЙ     НА КАТОДЕ

1)  Ca2++2e = Ca0

2) 2NO3 -2e = 2NO2 + O20

3) 2H2O + 2e = H20+ 2OH

4) 2H2O -4e  = O20 + 4 H+

5) Cu2+ + 2e = Cu0

6) 2Cl — 2e = Cl2

Комментарии:

  1. Если вы выбрали ответ 1, то вы не учли, что хлорид кальция образован активным металлом. Катодная реакция : 2H2O + 2e = H2↑ + 2OH—  
  2. Смотрите комментарий №1
  3. Если вы выбрали ответ 1,2, 4, 5 или 6, то вы не учли, что нитрат калия образован активным металлом.

 Катодная реакция:   2H2O + 2e = H2↑ + 2OH-    

  1. Если вы выбрали ответ 1,2,3,4 или 6, то вы не учли, что нитрат меди образован малоактивным металлом. Катодная реакция: Cu2+ + 2e = Cu0

ОТВЕТ:  3335

Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.