Мухаматянова Эльза Рамазановна, учитель химии МБОУ ЦО «Наследие», д. Урмикеево, Нижнесергинский МР
Очень часто преподаватели сталкиваются с проблемой у обучающиеся: ребята жалуются на то, что не могут запомнить научный материал. Следовательно, это значительно усложняет процесс усвоения знаний и научного материала.
У М.П. Зяблицевой есть книга «Моментальные приемы запоминания». На её основе и был создан комплекс заданий с химическим содержанием. Эти задания позволяют обучающимся исследовать индивидуальные особенности памяти и предложить различные пути ее развития и тренировки, применяя химический материал.
ПАМЯТЬ – удивительное свойство человеческого разума. Все, что мы переживаем, запоминаем, наши впечатления, движения, ощущения – всё сохраняется в памяти. Она – мостик между нашим прошлым и настоящим, будущим. Человеческая память закодирована в миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг. Память каждого человека индивидуальна и, конечно же, уникальна. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Сегодня на занятии мы на примере химического материала определим преобладающие у вас виды памяти и познакомимся с некоторыми приемами, которые позволят улучшить вашу память.
Игра «Бегунок»
Приглашаются 5 учащихся, выстраиваются в один ряд. У первого – мяч. Называя вещество, передает мяч ученику, который должен назвать следующее вещество с последней буквы предыдущего названия и т.д.
Пример: сода – антрацит – тальк – купорос – свинец… и т.д.
После проведения игры можно задать вопросы другим ученикам в классе о том, кто из ребят какое вещество называл.
Другие варианты: можно называть неметаллы, металлы, химические элементы, названия соединений.
А сейчас проверим, есть ли в классе ученики с феноменальной памятью.
Класс выбирает одного ученика, обладающего хорошей памятью. Ему предлагается в течение 10 секунд рассмотреть предметы лабораторного оборудования, расположенные на демонстрационном столе. Затем он отворачивается и отвечает на вопросы учителя.
— Сколько предметов находилось на столе?
— Перечисли эти предметы.
Ещё древние греки осознавали, что никакая деятельность человека не может осуществляться без памяти. И мы также мало чем отличаемся от них: мы тоже не можем обойтись без памяти.
Показателем прочности запоминания является воспроизведение. Различают несколько уровней воспроизведения – узнавание и воспоминание. Чтобы их сравнить, давайте, выполним два теста.
Тест «Узнай фигуру»
За 1 мин запомните фигуры, изображенные на рис.1. Затем переверните страницу и на рис.2 найдите эти фигуры среди других. Подсчитайте число правильных ответов.
Тест «Воспроизведение фигур»
За одну минуту запомните фигуры, изображенные на рис.3. Затем переверните страницу и по памяти нарисуйте эти фигуры в сетку квадрата на рис.4. Сравните эти два рисунка и подсчитайте число правильных ответов.
Результаты: количество правильных ответов на узнавание больше, чем на воспроизведение, и на выполнение первого теста было затрачено меньше усилий. Эти результаты подчеркивают, что узнавание является более простым способом воспроизведения, чем собственно воспроизведение или воспоминание.
Основные виды памяти.
Существует несколько классификаций видов памяти.
По запоминанию: произвольная и непроизвольная.
По содержанию: двигательная, образная, словесно-логическая и эмоциональная.
У всех людей довольно хорошо развита и зрительная, и слуховая память. Тем не менее, кто-то запоминает лучше ту информацию, которую услышал, а кто-то ту, которую увидел (аудиалы и визуалы).
Тест «Слушаю или вижу»
- Слуховая память. Слушаем внимательно ряд слов:
Оксид, галоген, каучук, гибридизация, спиртовка, колба, разложение, период, железо, штатив.
Теперь запишите слова, которые вы запомнили. Ещё раз послушайте этот ряд слов и отметьте те, которые вы записали верно. Подсчитайте число правильных ответов.
- Зрительная память. Прочитайте список слов один раз про себя ( на экране интерактивной доски – слайд со словами):
Индикатор, гидратация, кислород, гипс, нефть, кислота, белок, хроматография, воронка, сода.
Теперь снова запишите слова, которые вы запомнили. Сверьте ряд слов и отметьте те, которые вы записали верно. Подсчитайте число правильных ответов.
Результаты: если у вас в первом случае получилось большее число правильных ответов, значит, вы – аудиал, если во втором – визуал.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, понятий, словесных формулировок. Благодаря ей человек способен запоминать логику какого-нибудь доказательства, смысл читаемого текста, смысл событий. Если же процесс запоминания происходит без активного включения мышления, то память называется механической.
Итак, следующий тест «Логическая или механическая память»
- Прочитайте 10 пар слов, переверните страницу и по первым словам в паре допишите вторые слова.
Валентность – связь
Нагревание – температура
Водород – газ
Кальций – зубы
Уголь – топливо
Пробирка – реакция
Возгонка – йод
Индикатор – среда
Коррозия – железо
Изомеры — гомологи
Индикатор – очки
Оксид – пенал
Вода – компьютер
Хлор – рояль
Аллотропия – бегемот
Кислота – огород
Колба — ёлка
Число правильных ответов
Результат: запомнить пары слов в первом списке значительно проще именно потому, что они логически связаны между собой. Пары слов во втором списке такой связи не имеют и запоминаются гораздо труднее.
Особый вид зрительно-образной памяти — эйдетическая.
Эйдетизм – это способность некоторых индивидов (эйдетиков) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятх ранее предметов и сцен».
Тест «Есть ли у вас эйдетические способности?»
В течение 1 мин рассмотрите находящиеся перед вами предметы лабораторного оборудования. Затем отвернитесь, а ваш сосед по парте переместит некоторые предметы или уберет. Повернувшись надо отметить, чего не достает и что поменялось местами. (возможные варианты: рисунок предметов лабораторного оборудования, картина химической лаборатории и т.д.)
Чем больше отличий вы нашли, тем лучше у вас развита образная память и тем больше склонность у вас к эйдетическому восприятию.
Внимание, понимание, цель и повторение
Главное – поставить цель. Далее важна концентрация внимания на изучаемом материале. Постарайтесь найти связи между скучной темой и интересующей вас проблемой. Здесь необходимо подключить свою наблюдательность, найти необычные черты. Для осмысления материала помогут схемы, рисунки, таблицы. Читая текст, выделяйте ключевые слова.
Основные приемы запоминания:
- Ассоциации —мысленные связи между образами.
Главное в образовании ассоциации – яркий образ. Чем ярче образ, чем больше развито у вас воображение, тем легче создавать связи между ними, и, соответственно, тем больше слов вы запомните.
Ассоциации должны быть ещё и необычными, нестандартными, невероятными и даже абсурдными. Иначе они быстро забудутся.
Например, можно запомнить, что молекула воды – ушастая.
По количеству букв в словах легко запомнить заряды электродов:
КАТОД – МИНУС (5 букв)
АНОД – ПЛЮС (4 буквы).
Или по первой букве:
Стеариновая кислота
С17Н35СООН (семнадцать и стеариновая – начинаются с буквы «С»)
Пальмитиновая кислота
С15Н31СООН (пятнадцать ипальмитиновая – начинаются с буквы «П»)
Итак, ассоциации должны быть:
- Яркие, цветные;
- Движущиеся;
- Необычные, нестандартные, абсурдные;
- Смешные;
- Слишком большие или слишком маленькие.
Таким образом, каждое последующее слово должно быть связано с предыдущим, и в итоге должен получиться рассказ, или цепочка ассоциаций, из всех слов, входящих в список (химический рассказ или сказка).
С помощью метода ассоциаций можно запоминать химические символы.
Пример: химический знак золота Au. Строим ассоциацию: золото ищут кладоискатели и кричат «Ау!». Это и есть химический знак золота, написанный латинскими буквами.
Существуют такие приемы запоминания как приемы построения смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
Запоминаем цвета радуги с помощью фраз «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» или «Как однажды Жак-звонарь городской сломал фонарь».
Также учим порядок систематических категорий в зоологии: царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид. Для этого нужно запомнить фразу: «Царский терем кто откроет, сразу рыцарем вернется».
Очень эффективен прием ритмизации и рифмования:
Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. Зарифмованный учебный материал лучше запоминается:
Фенолфталеиновый – в щелочах малиновый,
Но, не смотря на это, в кислотах он без цвета.
Индикатор лакмус – красный,
Кислоту укажет ясно.
Индикатор лакмус – синий,
Щелочь тут не стой разиней.
Алюминий, железо, хром – их валентность равна трем!
Натрий, калий, серебро – одновалентное добро.
Развиваем эйдетическую память.
Игра. Соберите произвольную композицию из предметов химического оборудования. Дайте посмотреть своему соседу на нее в течение 2-3 секунд и попросите его отвернуться. Переставьте несколько предметов. Задача вашего товарища – вернуть все на свои места. Постепенно число объектов можно увеличивать. Этот прием позволяет развивать и воображение, и внимание ребенка.