Использование акмеологического подхода в преподавании естественнонаучных дисциплин

Носкова Людмила Борисовна, ГБПОУ «Свердловский областной медицинский колледж, г. Ревда

В современном обществе на рынке труда нужны специалисты, готовые решать социальные и профессиональные задачи. Способность выдержать конкуренцию, достичь определенных вершин профессионального мастерства и развития зависит не только от полученных знаний, умений и навыков, но и от развития необходимых общих и профессиональных компетенций. В образовательном процессе при подготовке специалистов в системе профессионального образования необходимо создать условия для овладения будущими медицинскими работниками комплексом компетенций, востребованных в современном обществе. Выпускник должен быть конкурентно способным в условиях информационно и коммуникативно насыщенного пространства.

Следует учесть, что подготовить специалиста, востребованного на рынке труда, только в системе среднего и высшего профессионального образования невозможно, так как этот процесс непрерывный, начинается с детства, когда закладываются основы мыслительной деятельности, и продолжается всю жизнь, в том числе в ходе профессиональной деятельности специалиста. Как подчеркивается в Концепции модернизации до 20,,, года, «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны». Новая парадигма образования должна быть ориентирована на формирование потребностей в постоянном пополнении и обновлении знаний, совершенствовании умений и навыков, из закреплении и превращении их в компетенции.

Содержание образовательных стандартов основного общего и полного общего образования предполагает использование компетентностно ориентированного подхода, развитие общий компетенций выпускников, в том числе на дисциплинах естественнонаучного цикла в целом и на химии в частности. В системе СПО содержание предмета позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии основной школы, и дополнять их, вносить инновации, что существенно повышает образовательный потенциал обучающихся.

Отметим некоторые из идей, использование которых позволяет расширить образовательный потенциал химии:

  • химия как наука развивается под влиянием практических потребностей общества в направлении познания все более глубокой сущности явлений;
  • материальное единство природы, обуславливающее возможности разнообразных взаимопревращений веществ, заключается в общности их химических элементов и элементарных частиц;
  • свойства веществ зависят от взаимного влияния соединяющихся атомов;
  • знание состояния вещества и зависимости их свойств от строения позволяет проектировать создание новых нужных соединений;
  • химия как любая современная наука превратилась в производительную силу общества;
  • гуманистическая направленность химии проявляется в рациональном использовании природных богатств: энергетических ресурсов, защите окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.

В связи с изменениями, происходящими в современном обществе, меняется целевая ориентация химического образования, меняется его структура, которая складывается из систематического курса химии базового уровня образования и профильного курса химии. Цель изучения дисциплин естественнонаучного цикла предполагает развитие у участников образовательного процесса новых понятий и способов действий, системы научных знаний, востребованных в практико-ориентированной деятельности. Обучающийся должен учиться не только качественному усвоению знаний, но и способности переносить знания и способы работы из одного предмета в другой.

Для достижения поставленной цели используются различные педагогические технологии, в том числе кейс-технологии, которые включают в себя пакет (кейс) проблемных ситуаций, вопросов, заданий, задач, использование которых позволяет организовать работу на занятии в рамках деятельностно-ориентированного подхода.

Проблемную ситуацию, которая служит ядром урока, необходимо сформулировать с учетом интересов современных обучающихся. В этом случае они будут максимально мотивированы на результат. Ситуация должна быть злободневной, личностно значимой, обращенной конкретно к группе обучающихся или даже к одному конкретному человеку. Разрешение ситуации потребует тщательного изучения учебника и дополнительной литературы, анализа всего полученного материала.

Нередко сам преподаватель сталкивается в работе с проблемными ситуациями, которые нужно грамотно разрешать. Например, существует противоречие между проявлением атомами элементов групп разных степеней окисления и недостаточностью знаний учащихся для объяснения этих факторов особенностями строения их атомов; между нарушениями закономерного изменения значений энергии связи в молекулах галогенов от фтора к йоду и незнанием обучающимися научного объяснения данного факта.

Примером проблемного вопроса по теме «Общая характеристика подгруппы галогенов» при перечислении элементов данной подгруппы моно считать вопрос: «С каким соединением одного из названных элементов мы сталкиваемся в повседневной жизни? Какие названия оно имеет и какова его химическая формула?». Обучающиеся называют поваренную соль или хлорид натрия, записывают формулу вещества. Далее через проблемный вопрос «Как общее название элементов VIIА подгруппы соотносится с названием этого хорошо известного нам вещества?» подводим обучающихся к названию подгруппы «Галогены».

При постановке проблемного вопроса нужно продумать форму занятия, которая будет максимально способствовать его решению и позволит обучающимся проявить интерес и активность.

 В данном конкретном случае можно организовать мини-дискуссию. В процессе обсуждения обучающимся предлагается вспомнить, какие еще природные соединения этих элементов им известны. В случае затруднения можно использовать коллекции с образцами соединений фтора, брома и йода, а при их отсутствии – схему (или таблицу) «Галогены в природе». На основе анализа собранной информации обучающиеся совместно с преподавателем делают вывод о происхождении группового названия элементов изучаемой подгруппы. Подтверждая сделанный вывод, обучающиеся выводят название «галогены» от греческих слов «галос» — соль и «генез» — рождающийся.

Использование инновационных образовательных технологий позволяет построить образовательный процесс максимально продуктивно, включить обучающихся в деятельность, научить их получать информацию, видеть межпредметные связи, мыслить логически.

 

Список литературы

  1. Алексеева, Ю.В. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности преподавателя высшей школы: акмеологический аспект [Текст] / Ю.В. Алексеева // Вести. Рос. Ун-та дружбы неродов. Сер.: Психология и педагогика. – 2007. — №3-4. – С. 189-193.
  2. Кокшарова, Л.С. Технологии преподавания в вузе: научно-методическое пособие по описанию образовательных технологий [Текст] / Л.С. Кокшарова; М-во образования и науки РФ, Федер. Агентство по образованию, Негос. образоват. учреждение «Челяб. Гуманит. Ин-т». – Челябинск: Челябинский гуманитарный институт, 2007. – 75 с.
  3. Савенков, А.И. Концепция исследовательского обучения [Текст] / А.И. Савенков // Школьные технологии. – 2008. — №4. – С. 47-50.
  4. Шимутина, Е. Кейс-технологии в учебном процессе [Текст] / Е. Шимутина // Школьные технологии. – 2008. — №5. – С. 58-66.
Запись опубликована в рубрике Седьмая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.