Электронное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Разработка дистанционного элективного курса “Познаем мир через эксперимент”

Тарасова Татьяна Александровна, учитель химии и биологии МАОУ «СОШ № 28»,  ГО Ревда

Электронное обучение с применением дистанционных технологий изначально было предназначено для тех обучающихся, которые не имеют возможности посещать школу. Сложившаяся современная ситуация в системе образования  нацеливает учителя на использование в своей деятельности электронного обучения и дистанционных технологий.

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно — телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» дает образовательным организациям право на применение электронного обучения, на применение дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

Таким образом, электронное обучение — это обучение с использованием электронных технических средств, а дистанционное обучение  — это удаленное взаимодействие.

МАОУ «СОШ №28» г. Ревда Свердловской области в рамках реализации гранта, предоставляемого в 2020 году, работала над проектом «Разработка и апробация элективных курсов естественнонаучного профиля ФГОС СОО с использованием дистанционных технологий», результатом стал элективный курс дистанционного обучения “Познаем мир через эксперимент”.  Этот учебный контент размещен в системе СДО ИРО и предусматривает взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Состоит из двух вариативных модулей “Биологический эксперимент” и “Химический эксперимент”. Поделюсь опытом создания модуля “Химический эксперимент”

Особую специфику предмету химии придает именно химический эксперимент. Он является важнейшим способом осуществления связи теории с практикой путем превращения знаний в убеждения. Одной из главных задач при разработке курса — отбор содержания, которое позволит реализовать именно элективный метапредметный курс, заинтересует и смотивирует школьников на изучение химии, поможет расширить и углубить знания школьников.

Структура курса представляет собой отдельные учебные модули, которые включают в себя блок теории, задания для контроля  (самоконтроля) и эксперимент.

Теоретические знания дети могут изучать самостоятельно, учитель формирует для них текстовой файл, включающий в себя основные понятия по изучаемой теме, которые будут важны для проведения эксперимента. Новый материал ученик также может изучить по видеоуроку, ссылка на который размещается в инструкции к уроку. В условиях дистанционного обучения некоторые занятия были проведены в форме зум-конференций, записи которых также размещены в системе курса.

После изучения теоретического блока дети проверяют усвоения материала при помощи тестовых заданий, тренажеров, рабочих тетрадей. Рабочая тетрадь разрабатывается под конкретный учебный материал и содержит информацию в виде текста, рисунков, таблиц. Возможны небольшие вставки из теоретического материала, но очень кратко и сжато! Часть информации отсутствует и ребенок, используя свои знания по этой теме, посмотрев на заполненные колонки (для образца), используя логику  — заполняет пропущенные  строки. Это может быть слово, словосочетание и, конечно, формула.

Тестовые задания загружены в систему курса и проверяются автоматически. Ответы к рабочим тетрадям и тренажерам размещаются в конце занятия и предполагают самопроверку.

Наконец, эксперимент. Как на него логично выйти?

Путь № 1 — Проблемный эксперимент Он, как правило, осуществляется детьми самостоятельно до начала изучения теории (при дистанционном обучении дается ссылка на видео). Этот эксперимент проводится для формирования у школьников противоречия, которое они должны разрешить.

Путь №2 — Ученический эксперимент, “обучающий” — его цель, формирование у обучающихся навыков химического эксперимента, умений работать по определенному алгоритму, делать выводы по итогам эксперимента и готовность приступить к самостоятельному эксперименту.

Путь №3 — Ученический эксперимент, “выход на проект”. Учащимся после изучения определенной темы предоставляется возможность самим разработать и провести какое-нибудь мини исследование. Например, после изучения темы Кислоты, дается домашнее задание, собрать всю информацию по теме «Бытовые ожоги кислотами». На следующем занятии выдается учебное задание — составить План эксперимента “По определению бытовых растворов, способных нейтрализовать действие кислоты при химическом ожоге дома”. А после проверки, можно и осуществить!

Давайте рассмотрим конкретное учебное задание по теме “Соли бывают разные: индикаторы в них синие, желтые, красные”. Апробация данного занятия прошла на учениках 11Б класса нашей школы. Тема учебного занятия “Гидролиз”. 

Вначале был эксперимент, который рождает у детей, проблему. Затем теоретический блок с объяснением учебного материала. Для проверки уровня усвоения знаний по этой “нелегкой” теме, формулируется учебное задание с  использованием онлайн-доски Padlet.

Итак, Проблемный эксперимент. В случае очного обучения, опыт проводится в школе, в кабинете химии. Набор реактивов — разные соли, которые дети должны разделить на три группы, в соответствии с реакцией среды: кислой, щелочной и нейтральной. Таким образом, к следующему учебному занятию школьники составили отчет об эксперименте, в котором все эти три группы солей были прописаны.

Если у школьников не будет возможности провести данный эксперимент в школе, видеозапись этого опыта загружена в систему курса. В таком случае все дети смогут увидеть данную “многоцветную проблему” солей.

Следующий этап — теоретический блок. Его я провела в режиме зум-конференции. 11б вышел на зум-урок, который я начала работой с Padlet доской. Задание для детей в режиме онлайн: разместить все соли в три поста (группы). После проверки правильности размещения солей на доске, вместе с детьми формулируется  проблема и  начинается изучение теории. Тема: Гидролиз. Теоретический блок сопровождается работой с презентацией и переключением на документ-камеру. Идет объяснение материала.

Для проверки уровня усвоения знаний, в конце урока я скидываю детям ссылку на вторую Padlet онлайн-доску и формулирую учебное задание: “Дать характеристику соли по ее названию: (1) гидролиз по катиону, 2) гидролиз по аниону, 3) необратимый гидролиз или 4) гидролиз не идет). Также ученику необходимо указать среду раствора соли (щелочная, кислая, нейтральная, не определяется). Ученики распределяются по отдельным постам (заданиям) и в режиме удаленного взаимодействия осуществляется проверка качества усвоения учебного материала, а при необходимости —  коррекция.

После успешного освоения одного учебного модуля, ученик переходит к следующему занятию, который также состоит из этих трех блоков: теория, контроль  или самоконтроль полученных знаний,  и эксперимент.

При разработке элективного курса “Познаю мир через эксперимент”мы  ориентировались на индивидуализацию обучения и расширение содержания образования учебных предметов, исходя из интересов обучающихся.  Курс направлен на сокращение репродуктивных форм работы с учебным материалом, использование личностно-ориентированных технологий обучения, усиление практической направленности содержания учебных дисциплин.

Запись опубликована в рубрике Седьмая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.