Формирование у учащихся функциональной грамотности на занятиях объедения дополнительного образования «ЭксперементУм»

Калинина Юлия Антоновна, учитель химии МАОУ «Лицей №21» г. Первоуральск

С понятием функциональная грамотность знаком каждый педагог в современной системе образования. Формирование у учеников функциональной грамотности становиться значимым этапам обучения. В связи с развитием технологий, появлением новых профессий каждому человеку необходимо не просто хорошо знать теоретическую часть предмета, или иметь элементарные практические навыки (например, на предмете химии), а также, самое главное, уметь применять свои знания в жизни. В повседневной жизни мы не задумываясь сталкиваемся с различными химическим операциями, применяя различные методы химии, например, подбираем клей для определенной поверхности, готовим лекарство с определенной концентрацией. Да, нам не надо углубленно знать предмет, чтобы выполнить эти действия, достаточно прочитать инструкцию. Но, иногда реклама и другие обстоятельство вводит людей в заблуждение, и человек, который не может соотнести знания по предмету и жизненную ситуацию оказывается в невыгодном положении.

Рассмотрим подробней объединение дополнительного образования «ЭксперементУм».

Актуальность данной программы в том, что она охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания обучающихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Программа рассчитана на развитие «чувства вещества» на основе формирования устойчивого познавательного интереса к исследованию химических явлений.

В целях развития интереса и любви к химии, склонности заниматься ею, а также в целях развития навыков самостоятельной работы предполагается практиковать индивидуальные творческие и исследовательские работы обучающихся по химии. Таким образом, основу курса составляет проектно-исследовательская деятельность школьников.

Отличительными особенностями общеобразовательной общеразвивающей программы “ЭкспериментУм” являются:

— кейсовый подход, который включает: наличие модели системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени; коллективная выработка решений; много альтернативность решений; единая цель при выработке решений; наличие системы группового оценивания деятельности; наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых;

— междисциплинарный характер, что побуждает обучающихся к интеграции знаний и подчёркивает универсальный характер естественнонаучной деятельности. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии, биологии, физики, экологии.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что основной задачей является формирование умения делать выводы и умозаключения, доказывая свою точку зрения через поисково-исследовательскую деятельность, что является необходимым условием полноценного развития ребенка, играет неоценимую роль в формировании детской личности.

Адресат программы: группа формируется из обучающихся в возрасте от 12 – 14 лет (7 – 8 класс) как одновозрастные (группа обучающихся 7 класса и группа обучающихся 8 класса), так разновозрастные.

Стремление подростков овладеть различными умениями способствует развитию чувства собственной умелости, компетентности и полноценности. Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти. В это время активно формируется абстрактное, теоретическое мышление, усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления. Идет становление нового уровня самосознания, который выражается в стремлении понять себя, свои возможности, свое сходство с другими детьми и свою неповторимость.

Основные формы занятий кружка «ЭкспериментУм» — лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы, просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Члены кружка готовят проекты и доклады, сообщения. Для активизации познавательного интереса учащихся применяются следующие методы: использование информационно-коммуникативных технологий (показ готовых компьютерных презентаций в PowerPoint, составление учащимися компьютерных презентаций в программе PowerPoint, работа в сети Интернет), устные сообщения учащихся, написание проектов, выполнение практических работ с элементами исследования и социологический опрос населения.

Отсюда следует что кружок ЭксперементУм идеальная среда для развития функциональной грамотности, подростки способны грамотно анализировать поставленную проблему, увидеть взаимосвязь между естественными науками и реальными жизненными предметами.

Запись опубликована в рубрике Восьмая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.