Воспитать исследователя

Яковлева Валентина Ивановна, МАОУ Политехническая гимназия, г. Нижний Тагил

          Основой концепции новых образовательных стандартов является системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход. Основной результат которого – развитие личности на основе учебной деятельности. Учебная деятельность выстраивается как движение от цели к результату, при этом в качестве результата рассматривается развитие личности учащихся (сформированность УУД и системы представлений о мире). При этом это движение совершает сам учащийся в процессе учебной деятельности, осознавая все этапы продвижения, поскольку иначе личность развиваться не может. Учитель обеспечивает движение обучающихся от цели к результату через различные технологии организации деятельности учащихся. Одним из эффективных способов организации учебного процесса, обеспечивающего развитие у учащихся, умений необходимых для самостоятельного учения, является применение исследовательского метода в образовании. Данный метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися в ходе учебной деятельности. Исследовательскую деятельность учащихся можно понимать, как совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных учащимся фактов, знаний и способов деятельности. Учащиеся таким путем знакомятся с основными методами исследования в химии, овладевают умениями самостоятельно добывать знания.

          Получая среднее образование, ученику следует, как диктует современная жизнь, непременно иметь элементарные знания по химии, ведь для того, чтобы стать химиком, врачом, фармацевтом, биологом, металлургом нужны фундаментальные знания и высокий уровень развития.

           Мир Химии как естественной теоретической и одновременно экспериментальной науки удивительно многообразен и поэтому чрезвычайно интересен. Еще до наступления новой эры пытливый человеческий ум, наблюдая естественные химические превращения, стремился объяснить их и во многом добивался этого. В настойчивых стремлениях познания мира вещества человечество создало химию как науку, которая соперничает с природой и во многом  ее превосходит.

            Эстафета творческих исканий перешла в руки химиков-исследователей.

«Химический научный романтизм» может проявиться, прежде всего, в идеализации человеческих возможностей в познании вещества. Мечтательная созерцательность химика – исследователя, как естествоиспытателя, основывается на его стремлении самореализовывать свои способности и может быть удовлетворена исследованием жизненно важных проблем человечества:

-синтеза новых материалов;   -разработки новых химических источников энергии;   -получения чистой воды;   -производства экологически чистых продуктов питания;  -синтеза лекарственных препаратов; -разрушения ненужных человеку материалов и др.

Таким образом, химия, как наука, представляет предметы и цели исследований, как реальные условия для переживаний  химика – исследователя..

Пессимист может сказать, что химия- это опасно. Оптимист скажет, что химические исследования, действительно, не всегда безопасны, но  в случае соблюдения всех правил предосторожности химики- исследователи могут сохранить не только свою жизнь, но и здоровье, добиваясь успеха.

         Химия, как наука, изучающая удивительные, загадочные тайны состава, строения и свойств веществ, их причудливых, но закономерных превращений, предоставляет едва ли не наилучшие условия для творчества.

          Сознательное, заинтересованное  и активное участие учащихся , как химиков- исследователей, в учебно- исследовательской деятельности способствует формированию у них научно — теоретического , а как у химиков – конструкторов, в учебно- проектной – научно- практического технического мышления.

        Исходя из выше изложенного, урочная поисковая деятельность в системе естественно- научного образования в МАОУ Политехническая гимназия состоит из учебно- исследовательской и учебно- проектной деятельности.

        В процессе урочной поисковой деятельности мы выделяем определенные этапы.   Первый этап— подготовка к исследованию. На этом этапе посредством изучения литературы учащиеся овладевают важными химическими специальными знаниями, общими умениями и навыками научной организации учебно – исследовательского труда. Далее эти умения и навыки будут умножаться и определять успешное продуктивное участие в исследованиях. Вместе с тем , сотворчество учителей и учащихся служит возникновению в их сознании различных научных проблем, гипотез, новых идей.

        На втором этапе ( исследование)сотворчества химиков – исследователей предполагается четкая  формулировка проблем, исследование и выдвижение гипотез, разработка методики их экспериментальной проверки, непосредственное проведение эксперимента, наблюдение за ходом химических реакций и точная фиксация результатов .Здесь очень важное значение имеет наблюдение и наблюдательность самого экспериментатора, четко определяются цели и способы обработки результатов наблюдения. Главенствующим здесь является  стремление учителя и ученика к взаимопониманию и   сотворчеству.

         На третьем этапе( обсуждение результатов исследования) и этапе ( применение результатов исследования ) протекает совместное участие учителя и учащихся, как исследователей, в определении результатов исследования. То есть, используется при выборе приемов и средств применения  результатов исследований как новых личных знаний, то есть проектирование осуществляется в несколько этапов:   — уточнение технического задания;

-конструирование;    — техническое проектирование;   -разработка рабочего проекта. Затем химики- исследователи обобщают результаты свой внеурочной поисковой деятельности, которая оценивается самими учащимися.

          Последний этап— программирование и планирование новых исследований- это и первый этап последующего цикла внеурочной поисковой деятельности.

         Чтобы сделать свою деятельность  поистине творческой и интересной учащимся следует стремиться увидеть новые проблемы в том, предполагается изучать. Внеурочная учебно – исследовательская деятельность по химии предполагает переход химика – исследователя на более высокий виток своего личного становления в изучении проблем, которые могут лишь косвенно касаться всего того, что изучается на уроках.

        Для того, чтобы деятельность химиков – исследователей была системной необходимо выработать модели содержания креативного химического образования, выделяя три основных структурных  элемента: направления ( этапы), объекты и предметы исследования.

Данная система апробирована и проверена при разработке и проведении  интегрированных проектов  в МАОУ Политехническая гимназия:

— Физико – химические основы производства чугуна и стали на НТМК;

— Физико – химические основы производства на МИЗе;

— Бассейн как социобиотехничская структура и др.

1.Фролова Е. Ю. Исследовательская деятельность учащихся на уроках математики // Молодой ученый. — 2016. — №9. —

2.Фаттахов А. Х., Ишмуратова Г. И. Применение исследовательских учебных действий в малых группах на уроках химии [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016.

3.Никоненко Е. Н. Вебинар от издательств «Дрофа», «Вентана-Граф», «Астрель» — «Формирование опыта исследовательской деятельности в курсе химии». 19.04.2016

Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.