Использование специализированного программного обеспечения в учебной деятельности

Шестеров Р.Б., МАОУ «Гимназия № 25», г. Ревда

В настоящее время школьники в процессе обучения создают проекты, в том числе химического содержания. Учащиеся представляют их на конференциях, нередко областных и всероссийских, поэтому оформление должно быть выполнено качественно, на современном уровне. Существенную помощь в этом могут оказать специальные компьютерные программы, так называемые химические редакторы. На протяжении многих лет использую в учебном процессе ПО канадской компании ACDLabs.

В работе использую две программы комплекта: ChemSketch и 3D Viewer. Первая программа позволяет изображать структурные формулы органических веществ, а вторая представляет их в разных 3D вариантах (рис. 1). Для сложных молекул, таких как молекулы углеводов, нуклеотидов и многих других, существует встроенная библиотека формул. Интересна функция автоматического присвоения названия по номенклатуре ИЮПАК, которая вызывается нажатием всего одной кнопки. ChemSketch имеет богатый набор инструментов по работе с формулами и химическими рисунками (рис. 2). Например, нажатием кнопки «Calculate» можно вызвать окно с подсчитанной молекулярной массой, процентным содержанием элементов, молекулярной формулой и т. д. Используя инструменты рисования, можно быстро и аккуратно изобразить различные химические приборы, посуду и тому подобное.

Изобразив формулу вещества, можно нажатием одной кнопки перейти в одну из трех химических баз данных, а именно eMolecules, PubChem или ChemSpider. База данных откроется на странице, посвященной данному веществу.

Существенным положительным моментом является наличие бесплатной версии программы. Ее можно скачать с официального сайта компании. Хотя бесплатная версия имеет ограничения, например, можно автоматически присваивать названия молекулам с числом атомов не более 50, ее функционала вполне достаточно для решения очень большого круга задач.

Таким образом, вышеуказанные приложения в школьной практике могут использоваться для: 1) профессионального оформления проектов химического содержания; 2) создания дидактического и иллюстративного материала к урокам; 3) отработке умений присвоения названий органическим веществам при самостоятельной работе учащихся; 4) изучения свойств веществ.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рисунок 1. Варианты представления молекул

          

Рисунок 2. Окно программы (работа с формулами)

Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.