Использование приемов смыслового чтения на уроках химии

Чиликова С.А., учитель химии МАОУ СОШ №197 г.Екатеринбург

Процессы, связанные с глобальной информатизацией приводят к постоянному увеличению объема информации. Этот факт ставит перед учителями-практиками совершенно новые задачи: подбор методов и приемов, способствующих формированию навыков анализа, систематизации и скорости переработки информации. Соответственно, перед учителем стоит задача в необходимости разработки новых подходов к формированию смыслового чтения.

В ФГОС подчеркивается, что чтение в современном информационном обществе носит «надпредметный» характер относится к универсальным учебным действиям. В концепции универсальных учебных действий выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста [1].

В современной педагогике появилось понятие стратегии смыслового чтения — это различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей [2].

На уроках химии проблемы, связанные с осмыслением прочитанного текста, не являются исключением. Осмыслить текст, выделить главное, определить путь решения конкретной задачи в зависимости от полученной информации – вот те задачи, которые возникают практически на каждом уроке.

Для оценки сформированности навыков смыслового чтения была составлена входная диагностическая работа для обучающихся 8 класса, включающая пять заданий. Задания предполагают выбор верных утверждений на основе прочитанного текста, обработку информации, представленной в виде таблицы, использование символов, анализ и оценку рисунков. Изучение химии в 8 классе только начинается, при составлении работы этот факт учтен. Некоторые задания представлены ниже.

Задание 1. Внимательно прочитайте текст: Велика роль химии в научно-техническом прогрессе. Химия проникает во все области хозяйства страны. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в ценные продукты: металлы, их сплавы, топливо. Ранее вам стало известно, что продуктивность сельскохозяйственного производства во многом зависит от того, как химическая промышленность обеспечивает его минеральными удобрениями и средствами защиты растений от вредителей. Не менее важна роль химии в производстве строительных материалов, синтетических тканей, пластмасс, красок, моющих средств, медикаментов. Изучая роль химии, вы убедитесь, что только разумное использование знаний по химии будет способствовать увеличению богатства страны. Неумелое, неконтролируемое использование химических веществ и их превращений часто приводит к загрязнению окружающей среды, что отрицательно влияет на жизнь растений, животных и человека.

Выберите все верные высказывания:

  1. Химия как наука проникает во все области хозяйственной деятельности человека.
  2. Жизнедеятельность растений невозможна без минеральных удобрений.
  3. В производстве строительных материалов невозможно обойтись без пластмасс и красок.
  4. Химические вещества в деятельности человека отрицательно влияют на жизнь растений и животных.
  5. Химия позволяет перерабатывать полезные ископаемые в металлы и топливо.

Задание 4. Рассмотрите рисунок. Выберите все верные утверждения.

1) девочка направляет дым из пробирки к себе, потому что только так нужно знакомиться с запахами.

2) вещество в пробирке представляет опасность для здоровья, поэтому девочка направляет дым из пробирки к себе.

3) вещество в пробирке приятно пахнет, поэтому девочка направляет дым из пробирки к себе.

4) газообразное вещество имеет яркую окраску, поэтому девочка направляет дым из пробирки к себе.

Задание 5. Рассмотрите рисунок, на котором изображена установка для разложения основного карбоната меди (малахита) (1). Выберите все верные утверждения:

1) при разложении малахита образуется несколько новых веществ.

2) разложение малахита происходит при комнатной температуре.

3) пробирку с малахитом можно держать руками.

4) образование капелек воды H2O на стенках пробирки и выделение углекислого газа CO2свидетельствует о том, что малахит разложился.

Работу выполняли 69 учеников параллели 8-х классов. Результаты выполнения заданий (%) представлены ниже в таблице.

Задание

1.Оценка высказываний на основе текста

2. Анализ данных таблицы

3.Использование символов

4.Анализ рисунка

5.Анализ рисунка, текста, символов

% выполнения

21,8

66,7

43,4

52,2

53,6

 

Анализ результатов показал, что с первым заданием справились 21,8% обучающихся. Большинство учеников выбрали одно верное высказывание, второе высказывание было выбрано неверно. Вывод: навыки смыслового чтения сформированы недостаточно.

Со вторым задание справились 66,7% учеников. Следовательно, оценка информации, представленной в форме таблицы, не вызвала затруднения.

С третьим заданием, которое заключалось в использовании символов, справились 43,7% учеников. Такой результат говорит о том, что на решение подобных заданий следует обратить повышенное внимание при составлении заданий, поскольку требуемый навык развит недостаточно.

С четвертым и пятым заданием, соответственно, справились 52,2% и 53,6% восьмиклассников. Сделать вывод о том, что анализ рисунка не представляет затруднений нельзя, поскольку почти половина обучающихся с данными заданиями не справляются.

Наиболее важной выявленной проблемой оказалось смысловое чтение. Для решения проблемы предполагается использование текстовых заданий на различных этапах урока – в ходе изучение учебного материала, при его повторении, при проверке домашнего задания, при тематическом контроле, при итоговом контроле.

Вторая выявленная проблема – использование символов, перевод информации из текста в графику и наоборот. Для решения этой задачи учебный предмет химия предоставляет множество возможностей, поскольку при изучении курса постоянно требуется перевод словесной информации в символьную и наоборот.

 

Список использованной литературы.

  1. .Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.. Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.
  2. Борисова С.В. Формирование стратегий смыслового чтения текстовой информации у младших школьников (на материале немецкого языка). Автореф.дисс. к.п.н., Москва – 2012.
Запись опубликована в рубрике Шестая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.