Завьялова Светлана Давлетовна, учитель химии МКОУ «СОШ №3», г. Ревда
Профориентация школьников в современных условиях
В мире огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время. Вопрос “Кем быть?” – жизненно важный вопрос. Ответ на него влияет на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно ребятам, которые только что окончили школу. Они должны остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества и соответствующей их запросам и интересам. Необходимо помочь современным выпускникам найти свое место в жизни. В работе педагога профориентация всегда была и есть важнейшей задачей, учитель отдаёт свои знания детям. В рамках урока технологии «Основы выбора профессии» учу их выбирать профессию и готовлю к ней.
Профессиональная ориентация – целенаправленная деятельность, связанная с формированием у подрастающего поколения профессиональных интересов и склонностей в соответствии с личными способностями, потребностью общества и пригодностью к той или иной профессии. Проблема выбора профессии очень важна, так как затрагивает интересы отдельно одного человека, и всего общества.
Профессиональная ориентация школьников включает в себя следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее.
- Информационно-просветительское направление. Реализуя это направление, на своих уроках рассказываю о различных сторонах той или иной профессии, представляю профессиональный мир в конкретно-наглядной форме: провожу выставку тематических рисунков «Мир профессий!», «Покорители металла!» «Завод вчера, сегодня, завтра» (ОАО «НСММЗ»). Инженерные соревнования для учащихся 9-11 классов. Старшеклассники побывали на чемпионате рабочих профессий WorldSkills Hi-Tech. Цель этого направления – создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
Сегодня современные школьники приблизительно представляют себе содержание своей будущей профессии, а реальный выбор профессионального пути не так велик, и основан в целом на несущественных сведениях. Для них решающим фактором является пример родителей: профессия мамы или папы. Поэтому, целенаправленное информирование о реальном содержании профессий позволит обучающимся принять осмысленное решение, которое, в свою очередь, будет способствовать развитию их личности.
- Диагностическое направление. Это направление реализуется в двух аспектах: самопознание, исследование школьником своих качеств в рамках определенной профессии; оценка своих возможностей, определение степени выраженности профессиональных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор. В развитии данного направления использую тесты и анкеты, помогающие школьнику в целях самопознания определить уровень развития каких-то профессионально важных качеств.
В рамках урока учащиеся 9-х классов проходят компьютерную диагностику в «Центре занятости», где специалисты грамотно проводят тестирование и дают компетентную рекомендацию для определения возможного профессионального пути.
- Консультационное направление. В рамках консультационного направления, предоставляю школьникам материалы по интересующей профессии: профессиограмму, данные об учебных заведениях, где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о востребованности профессии на рынке труда. Обязательно учитываю их интересы, склонности, личностные проблемы или особенности мировоззрения. Организую и провожу экскурсии на предприятия (СУМЗ, НСММЗ), посещение дней открытых дверей средних и высших профессиональных учебных заведений, встречи с представителями заводов, колледжей и университетов, ветеранами труда.
- Обучающее направление. Это направление способствует формированию у школьника определенных общих компетенций, умения: анализировать мир профессий; анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора; владение стратегиями поиска работы и поиска путей профессиональной самореализации. Участие учащихся 9-х классов в конкурсе исследовательских работ ОАО «НСММЗ» «Испытай себя на пути в студенчество!»; конкурс ОАО «СУМЗ» «Карьера. Шаг в будущее!»
Основными направлениями моей деятельности в области профессиональной ориентации школьников являются: знакомство с содержанием и перспективами рынка профессий; формами и условиями их освоения, требованиями предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста; распространение профессиографических материалов; информирование школьников о состоянии рынка труда, потребности экономики в квалифицированных кадрах; ознакомление школьников с современными видами производства; проведение работы по профессиональной ориентации обучающихся, формированию у них интересов к инженерным и рабочим профессиям; содействие в профессиональной, производственной и социальной адаптации школьников.
Таким образом, профессиональная ориентация школьников включает в себя следующие направления: информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее. Цель первого – создать у обучающихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Второе реализуется как самопознание, исследование школьником своих качеств в выборе определенной профессии и оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор. В целом она тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении всего обучения в школе. Профориентация школьников старших классов является важным и нужным мероприятием.