Буркова Лиана Аркадьевна, учитель химии, МАОУ СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Первоуральск
Использование элементов адаптивной технологии на факультативных занятиях по химии в 10 классе
Концепция модернизации Российского образования — один из приоритетов российской образовательной политики — определяет обеспечение качества образования и его соответствие актуальным потребностям личности и общества. Сегодня педагогика проявляет огромный интерес к деятельностным технологиям обучения. Использование таких технологий позволяет не только вооружить учащегося знаниями, сколько сформировать у него умения действовать компетентно. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Основная задача педагога: организация и создание условий, инициирующих действия учащихся, создание образовательного пространства для развития, саморазвития и самореализации учащихся, средствами предмета химии.
В своей деятельности успешно использую различные технологии и методики: учебно-исследовательскую и проектную технологию, технологию тестового контроля, адаптивную технологию, метод создания интеллект-карт, интегративную методику анализа качества химического образования. Выбор и целесообразное использование технологии определяется многими условиями: содержанием учебного материала, количеством учащихся, степенью их мотивированности, количеством учебного времени и др.
В нашей школе нет профильных химических классов, но традиционно 10-15 учащихся выбирают ЕГЭ по химии, не секрет, что при часе в неделю, сложно выполнить задания второй части. Считаю, что использование элементов адаптивной технологии на факультативе в 10 классе целесообразно и позволяет частично решить эту проблему.
Центральное место в этой технологии отводится самостоятельной работе учащихся. Ведущей формой занятий в адаптивной системе является групповая работа, включающая индивидуализированную деятельность, обсуждение результатов систематизации обработанной информации, автоматизация учебных умений.
Контроль со стороны учителя направлен на формирование у учащихся умения работать самостоятельно. Взаимоконтроль проявляется в осуществлении помощи товарищу и принятия помощи коллеги. Самоконтроль осуществляется в рамках «формирования индивидуальных достижений», включающий выполнение домашних недельных и долгосрочных работ.
Мотивирующее значение имеют четкая постановка цели деятельности и принятия её учащимися, создание у учащихся представлений об объеме, способах и времени выполнения того или иного задания, создания ситуации комфортности, доброжелательности и успеха, повышение статуса учащегося в коллективе, положительные эмоции в общении, сочетание самооценки и оценки результатов деятельности.
Сущность специфики данной технологии в том, что она реализуется посредством заранее спланированной, и дидактически обеспеченной самостоятельной работы учащихся в группе. Содержание факультатива для учащихся не является секретом, задания и учебные вопросы, которые будут обсуждаться, заранее известны.
Занятие начинается с разминки, представляет собой цепочки превращений (38 задание). Включает химические свойства веществ, изученных ранее. У каждого ученика есть свои «партии» — фраза или выражение, образно описывающее химическую реакцию (с элементами мнемоники). По мере изучения материала количество партий увеличивается. Все реакции из цепочки комментируются «исполняются» учащимися. В нашей среде это задание называется «оркестровочка». Постепенно в цепочке появляются уравнения сложных реакций. Учителю отводится роль «дирижера», он записывает уравнения на доске (молча), «солисты» комментируют реакциию, при этом сообщают название полученного вещества, класс к которому оно относится, тип реакции, если нужно расставляют коэффициенты. Постепенно функцию дирижера выполняют желающие учащиеся. Выход к доске всегда добровольный и поощряется, на факультативе присутствуют учащиеся со всей параллели. Занятно, что если кто-то из ребят отсутствует на факультативе, то всегда есть желающие заменить товарища, но важно: «партию» нужно произнести максимально похоже.
Если кто-то из ребят замешкался, отвлекся и не увидел «своей реакции», то работает правило 5секунд, а потом можно «хором пропеть партию» зазевавшегося.
Основная часть занятия посвящена обсуждению теоретических материалов, учащиеся задают уточняющие вопросы, на которые я не тороплюсь отвечать, даю возможность «коллегам» предложить свою помощь. На уроке учащиеся, которые посещают факультатив (в этом году 22 человека) получают дополнительную информацию, или ссылку на неё. Эту
информацию они вклеивают в основной конспект, а дома нужно подготовиться к её обсуждению. Дополнительная информация включает вопросы о механизмах реакций в органической химии, окислительно-восстановительные процессы с участием перманганата калия в разных средах, именные реакции, специфические реакции и др. Результатом обсуждения являются схемы, кластеры, связки. Затем просматриваем тестовые задания повышенной сложности (задания 33,34,35,18), работа проходит самостоятельно в малых группах, в этот момент самостоятельно можно оценить результаты своей деятельности, что создаёт условие для рефлексии. Успешное выполнение заданий обеспечивает получение положительных эмоций, создание ситуации успеха, взаимопонимание и в какой-то мере ответственность за работу коллектива.
Следующий этап занятия: обсуждение домашнего задания (ответы на тесты у ребят есть, ответы к задачам тоже), обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения.
В заключении, решаем интересные задачи, которые порой подбирают ребята сами, распределяем новые «партии».
Хочу добавить, что работать в коллективе единомышленников интересно и продуктивно. Считаю, выбранная технология, позволяет сформировать потребность в углубленном изучении предмета, устойчивого интереса к познавательной, творческой деятельности; повышения качества знаний по предмету. Я всегда от этого факультатива получаю позитивный заряд, надеюсь мои коллеги тоже.