Определение уровня познавательной активности учащихся средствами предмета химии

Шмакова Светлана Валентиновна, учитель химии г. Первоуральск

Определение  уровня  познавательной активности учащихся средствами предмета химии

     Содержание программы по химии  перегружено большим количеством терминов и фактов, это не всегда способствует развитию творческой и познавательной деятельности. Не все учащиеся  осваивают необходимый материал в календарные сроки, испытывают трудности  при запоминании и использовании новых знаний, из-за этого из года в год наблюдается снижение познавательного интереса к предмету. Известный методист Щукина Г.И. считает, что познавательную деятельность школьника следует считать сейчас основным видом деятельности подрастающего поколения. Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического прогресса, развитию духовных потребностей человека. В новых социальных условиях недостаточно использовать только традиционную иллюстративно-наглядную технологию на уроках, в рамках которой сдерживается деятельность учащихся и снижается познавательный интерес. Для выбора и использования в своей педагогической практике новых инновационных технологий, позволяющих повысить познавательный интерес учащихся к химии,  считаю необходимо сначала выявить осознанные мотивы учебной деятельности, для этого использую  методику  Шамовой .  Данная методика позволяет определить учебную мотивацию. Использование результатов анкетирования учащихся, позволяет мне разделить учащихся на группы по типам мотивации, успешно воздействовать  с помощью разных заданий на результат обучения. В прошлом учебном году только 33% учащихся  8 классов проявляли  познавательный интерес к учебной деятельности. После анализа результатов анкетирования были определены группы: первая группа с нулевым уровнем познавательной деятельности (10%). Без помощи учителя работать не могут, не имеют прочных опорных знаний, для обдумывания ответа нужен больший промежуток времени, перебивать во время ответа их нельзя. Деятельность учителя заключается в создание особой эмоциональной атмосферы, доверия, создающая условия для школьника на включение в работу. Получалась цепочка:  отсутствие страха  — чувство уверенности в положительном результате  — получение приращения знаний.

Каковы цели учителя при работе  с  учениками первой группы:

1.ликвидация пробелов в знаниях;

2.пробуждение интереса к предмету путем использования игровых моментов, занимательных задач, наряду с самостоятельной работой на уроке;

3.развитие навыков и умений самостоятельно осуществлять деятельность по образцу;

4.доведение ученика до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.

Вторая группа с достаточно  активным уровнем познавательной активности. Такие дети проявляли заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, когда тема была интересна. Их включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкреплено волевыми качествами и интеллектуальными усилиями. Эта группа требует внимания учителя, направления работы в нужное русло и контроля. Они не отличаются особым прилежанием, высокой целеустремленностью. Им постоянно требуется подсказка в виде таблицы, плана, схемы. Для них также важна эмоциональная поддержка.

Цели работы со второй группой:

  1. создание условий — повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний при повторении тем;
  2. развитие и закрепление интереса к химии и к учебной деятельности;
  3. формирование навыков учебного труда;
  4. доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний.

Третья группа исполнительно-активный уровень, учащиеся с хорошим эмоциональным, интеллектуальным и волевым уровнем. Систематически выполняют домашние задания, проявляют интерес к новым видам учебной деятельности. Однако, если с ними не работать, они ограничиваются рамками заданной задачи. Проблема активизации познавательной деятельности данной группы актуальна.

Цели работы учителя с такой группой:

  1. расширение и углубление знаний, формирование умений решать задания повышенной сложности;
  2. развитие устойчивого интереса к предмету,углубление представлений о роли веществ в жизни человека;
  3. развитие умения самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, использовать Интернет-ресурсы;
  4. доведение ученика до более высокого уровня.

Четвертая группа учащихся с высокой творческой активностью. Четвертая группа незначительна — наиболее интеллектуально развитые дети. Таких учащихся нужно направлять на решение проблемных, творческих задач. Именно они с большим интересом относятся к написанию проектных работ.

Цели учителя при работе с группой высокой творческой активности:

  1. создание условия для успешной интеллектуальной познавательной деятельности работы;
  2. умение ориентироваться в информационном поле в любой ситуации.
  3. способность к саморазвитию, выбору оптимальных форм и средств самообразования;
  4. воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Условное деление детей на группы позволяет достичь желаемых результатов. К сожалению, выполнять такую разноплановую работу и доходить до каждого ученика достаточно трудоемко, но полученные результаты оправдывает выбранный путь.  При повторных (рубежных и итоговом) анкетированиях было выявлено повышение познавательной активности и уменьшение количества учащихся первой группы (до 3%), качественный переход учащихся второй группы в третью. Количественный  состав четвертой группы осталась неизменной, поэтому необходимо выявить причины и способы воздействия на учащихся третьей группы.

Запись опубликована в рубрике Вторая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *