Шмакова Светлана Валентиновна, учитель химии г. Первоуральск
Определение уровня познавательной активности учащихся средствами предмета химии
Содержание программы по химии перегружено большим количеством терминов и фактов, это не всегда способствует развитию творческой и познавательной деятельности. Не все учащиеся осваивают необходимый материал в календарные сроки, испытывают трудности при запоминании и использовании новых знаний, из-за этого из года в год наблюдается снижение познавательного интереса к предмету. Известный методист Щукина Г.И. считает, что познавательную деятельность школьника следует считать сейчас основным видом деятельности подрастающего поколения. Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического прогресса, развитию духовных потребностей человека. В новых социальных условиях недостаточно использовать только традиционную иллюстративно-наглядную технологию на уроках, в рамках которой сдерживается деятельность учащихся и снижается познавательный интерес. Для выбора и использования в своей педагогической практике новых инновационных технологий, позволяющих повысить познавательный интерес учащихся к химии, считаю необходимо сначала выявить осознанные мотивы учебной деятельности, для этого использую методику Шамовой . Данная методика позволяет определить учебную мотивацию. Использование результатов анкетирования учащихся, позволяет мне разделить учащихся на группы по типам мотивации, успешно воздействовать с помощью разных заданий на результат обучения. В прошлом учебном году только 33% учащихся 8 классов проявляли познавательный интерес к учебной деятельности. После анализа результатов анкетирования были определены группы: первая группа с нулевым уровнем познавательной деятельности (10%). Без помощи учителя работать не могут, не имеют прочных опорных знаний, для обдумывания ответа нужен больший промежуток времени, перебивать во время ответа их нельзя. Деятельность учителя заключается в создание особой эмоциональной атмосферы, доверия, создающая условия для школьника на включение в работу. Получалась цепочка: отсутствие страха — чувство уверенности в положительном результате — получение приращения знаний.
Каковы цели учителя при работе с учениками первой группы:
1.ликвидация пробелов в знаниях;
2.пробуждение интереса к предмету путем использования игровых моментов, занимательных задач, наряду с самостоятельной работой на уроке;
3.развитие навыков и умений самостоятельно осуществлять деятельность по образцу;
4.доведение ученика до минимального уровня усвоения знаний и способов деятельности.
Вторая группа с достаточно активным уровнем познавательной активности. Такие дети проявляли заинтересованность только в определенных учебных ситуациях, когда тема была интересна. Их включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкреплено волевыми качествами и интеллектуальными усилиями. Эта группа требует внимания учителя, направления работы в нужное русло и контроля. Они не отличаются особым прилежанием, высокой целеустремленностью. Им постоянно требуется подсказка в виде таблицы, плана, схемы. Для них также важна эмоциональная поддержка.
Цели работы со второй группой:
- создание условий — повторение, ликвидация пробелов, актуализация знаний при повторении тем;
- развитие и закрепление интереса к химии и к учебной деятельности;
- формирование навыков учебного труда;
- доведение учащихся до хорошего уровня усвоения знаний.
Третья группа исполнительно-активный уровень, учащиеся с хорошим эмоциональным, интеллектуальным и волевым уровнем. Систематически выполняют домашние задания, проявляют интерес к новым видам учебной деятельности. Однако, если с ними не работать, они ограничиваются рамками заданной задачи. Проблема активизации познавательной деятельности данной группы актуальна.
Цели работы учителя с такой группой:
- расширение и углубление знаний, формирование умений решать задания повышенной сложности;
- развитие устойчивого интереса к предмету,углубление представлений о роли веществ в жизни человека;
- развитие умения самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, использовать Интернет-ресурсы;
- доведение ученика до более высокого уровня.
Четвертая группа учащихся с высокой творческой активностью. Четвертая группа незначительна — наиболее интеллектуально развитые дети. Таких учащихся нужно направлять на решение проблемных, творческих задач. Именно они с большим интересом относятся к написанию проектных работ.
Цели учителя при работе с группой высокой творческой активности:
- создание условия для успешной интеллектуальной познавательной деятельности работы;
- умение ориентироваться в информационном поле в любой ситуации.
- способность к саморазвитию, выбору оптимальных форм и средств самообразования;
- воспитание ответственного отношения к учебному труду.
Условное деление детей на группы позволяет достичь желаемых результатов. К сожалению, выполнять такую разноплановую работу и доходить до каждого ученика достаточно трудоемко, но полученные результаты оправдывает выбранный путь. При повторных (рубежных и итоговом) анкетированиях было выявлено повышение познавательной активности и уменьшение количества учащихся первой группы (до 3%), качественный переход учащихся второй группы в третью. Количественный состав четвертой группы осталась неизменной, поэтому необходимо выявить причины и способы воздействия на учащихся третьей группы.