Использование проблемно-поисковых методов обучения на уроках химии в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Шевлякова Инна Алексеевна, учитель химии МБОУСОШ № 32 г. Первоуральск

Использование проблемно-поисковых методов обучения на уроках химии в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт –принципиально новый для отечественной школы документ. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Для того, чтобы у учащихся формировались навыки  системного анализа, определённость собственной позиции, способность к критическому мышлению, на своих уроках я использую разнообразные виды деятельности:

-исследовательский

-проектный

-игровой

-проблемно- поисковый

-метод коллективного решения проблемы

Чаще всего  в своей работе,  я использую проблемно- поисковый метод. Этот метод по сравнению с другими имеет ряд преимуществ: усиливает познавательный интерес учащихся; способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность; развивает умение творчески мыслить.

Классификация проблемных ситуаций по особенностям создания:

-ситуация неожиданности;

-ситуация опровержения;

-ситуация предположения

Ситуация неожиданности создаётся при ознакомлении учащихся с информацией,вызывающей удивление, поражает своей контрастностью и необычностью.

Ситуация опровержения возникает, когда учащимся необходимо доказать несостоятельность какого-либо предположения. Например, на уроке по теме «Амфотерные оксиды и гидроксиды», я предлагаю учащимся провести опыт  с кислотами. Затем они предлагают способы получения нерастворимых гидроксидов алюминия и цинка реакцией обмена между солью и щёлочью. Далее демонстрирую взаимодействие соли цинка и  щёлочи. Учащиеся наблюдают выпадение осадка гидроксида цинка и его последующее растворение в избытке щёлочи. Теперь школьники должны опровергнуть утверждение о невозможности реакции между двумя основаниями. В процессе проблемной беседы я подвожу учащихся к пониманию того, что вданной реакции гидроксид  цинка проявляет кислотные свойства. Учащиеся делают вывод: амфотерность-это проявление двойственных свойств веществ.

Ситуация предположения рождается, когда в процессе сопоставления какого- либо закона с ранее усвоенной информацией, выявляется недостаточность этой информации. Например, при изучении темы «Аммиак» , учащиеся  вначале характеризуют строение атомов элементов водорода и азота, строение молекулы аммиака, определяют степени окисления атомов азота и водорода в аммиаке, а затем рассматривают химические свойства этого соединения. Задаю проблемный вопрос: «за счёт чего аммиак может вступать в реакции присоединения, если все неспаренные электроны использованы на связи с водородом?

При изучении темы « Бензол» также использую проблемно-поисковый метод.

Таким образом в проблемно-поисковом методе обучения, проблемные ситуации являютсяосновой вовлечения обучающихся ф активную познавательную деятельность, способствуют развитию самостоятельности и повышению учебной мотивации.

 

ТЕМА: «БЕНЗОЛ»

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению строения, свойств, получения и применения бензола через использование информационно-коммуникационных технологий, актуализировать личностный смысл к изучению темы

Образовательные задачи: создать условия для изучения строения, свойств и получения бензола, используя различные источники информации; расширить знания об углеводородах.

Развивающие задачи: продолжить формирование умений поиска взаимосвязи между новым и изученным материалом, развитие логического мышления через организацию работы с текстами учебника,  умений сравнивать, обобщать, делать вывод

Воспитательные задачи: формировать личностный смысл к изучению темы, коммуникативные качества учащихся через организацию групповой работы на уроке, интерес к знаниям.

Этапы урока:- организационный

—  проверка домашнего задания ( тест по теме «Алкины»)

-усвоение новых знаний (  рассказываю о веществе, ( не называя его) , которое способствовало развитию теории химического строения органических веществ, повлияло на развитие органической химии. Предлагаю определить количественный состав этого вещества, решив задачу ( слайд). Предложите структурные формулы молекулы. Записываем формулу.

Предлагаю учащимся предположить какие свойства может проявлять бензол, исходя из строения, показываю опыты , записываем уравнения реакций.

-закрепление

-домашнее задание

— рефлексия

Приложение

Среди 25 миллионов известных на сегодняшний день органических соединений немного найдётся таких, которые повлияли бы на развитие органической химии сильнее, чем вещество, о котором пойдёт речь сегодня на уроке (слайд 1).

Полученное впервые в 1825 году — это вещество более века было головной болью химиков.

Сначала не могли понять, как выглядит его молекула. Потом десятилетия пытались объяснить его уникальные свойства. Что же это за вещество?

О свойствах вещества мы можем судить, узнав его качественный и количественный состав и особенности строения молекулы.

Давайте будем рассуждать, если это углеводород, то какой качественный состав этого вещества?

Количественный состав этого вещества мы определим, решив задачу (решение задачи, условие которой предложено на карточках).

Итак, это вещество – бензол или бензин, так его называют во многих странах (слайды 2,3).

Ожесточённые споры вокруг бензола в немалой степени способствовали развитию теории строения органических соединений. Но бензол необходим не только теоретикам, но и практикам: из него делают красители, лекарственные препараты, взрывчатые вещества, а такие вещества как аспирин, ванилин и другие прочно вошли в нашу повседневную жизнь, поэтому на уроке давайте постараемся, как можно больше узнать о бензоле, используя различные источники информации.

Запись опубликована в рубрике Вторая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *