Организация внеурочной работы школьников с использованием дистанционных образовательных технологий

Чиликова Светлана Алексеевна, учитель химии МАОУ СОШ № 197 г.Екатеринбурга

Организация внеурочной работы школьников
с использованием дистанционных образовательных технологий

В реализации задачи повышения качества образования современных школьников важное место занимает технологический подход к обучению. В этих условиях необходимо широкое использование современных информационных технологий [1, 2, 3, 4].

Существующие программные оболочки (Google, СДО Moodle, E-learning и др.) позволяют создавать интерактивные цифровые образовательные ресурсы, которые активизируют познавательную активность школьников, развивают мышление, формируют предметную грамотность, способствуют формированию информационной и коммуникативной компетенций обучающихся.

Имеющийся опыт работы по созданию предметных дистанционных образовательных курсов в СДО MOODLE явился основой для разработки и апробации цифровых ресурсов, реализующих предметные и межпредметные конкурсы (викторины, интеллектуальные марафоны и пр.). Предполагалось, что подобная форма работы будет способствовать самостоятельной когнитивной деятельности учащихся в информационной среде, базирующейся на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

Основой для размещения дистанционных конкурсов явился образовательный сайт МАОУ СОШ № 197 (URL: moodle.softartel.ru). В настоящее время на сайте размещены образовательные предметные дистанционные курсы по учебным предметам, которые используются в организации образовательного процесса, в работе с обучающимися с ОВЗ, при подготовке школьников к итоговой аттестации. Программная оболочка СДО MOODLE, в которой реализован проект, является бесплатной.

В рамках реализации проекта выполнено следующее:

  • Подобрано содержание конкурсов (викторин, интеллектуальных марафонов, игр и пр.).
  • Созданы цифровые образовательные ресурсы в СДО MOODLE, обеспечивающие проведение конкурсов в online режиме (ресурсы «Тест», «Лекция»).
  • Проведена апробация разработанных дистанционных конкурсов с участием обучающихся МАОУ СОШ № 197: регистрация участников в СДО MOODLE, проведение конкурса, подведение итогов.
  • Представлены педагогическому сообществу результаты проведения конкурсов.

Разработанные ЦОР могут позволить педагогам других образовательных учреждений проводить конкурсы автономно, независимо от авторов, для чего будут выполнены необходимые программные настройки. Разработанные в ходе выполнения проекта пояснительные записки позволят педагогам-организаторам самостоятельно подводить итоги конкурсов.

В ходе реализации проекта разработаны и апробированы следующие дистанционные ресурсы: викторина по естествознанию для обучающихся 5-6 классов «Планета чудес» и викторина по химии для обучающихся 8-9 классов «Химический калейдоскоп».

Для проведения викторин и конкурсов с использованием дистанционных образовательных технологий с применением СДО MOODLE, учитель-разработчик осуществляет регистрацию участников сетевого взаимодействия, для чего каждому желающему присваивается индивидуальный логин и пароль для входа в систему. Предварительно разработчик устанавливает в системе настройки, определяющие временные рамки прохождения конкурсов, создает приветственные обращения к участникам, в которых прописывает порядок действий.

После прохождения процедуры регистрации участники могут приступать к выполнению заданий. Разработчику доступны для просмотра результаты всех участников.

В разработанном цифровом ресурсе участникам предлагается ответить на ряд вопросов в тестовой форме (задание с выбором одного из четырех предложенных ответов).

В дистанционной викторине «Планета чудес» приняли участие 22 ученика 5-х классов МАОУ СОШ № 197 г.Екатеринбурга. Это составило около 30% от общего количества пятиклассников в параллели. Ребята не только проявили высокий уровень познавательной активности, но и достаточно развитый предметный потенциал. На рисунке показано распределение достижений участников взаимодействия по уровням в процентах от числа участников.

Дистанционное обучение

Как видно, большинство участников показали результаты высокого и среднего уровня. Число участников, показавших низкие результаты, не превысил пятой части от общего числа участников.

В дистанционном конкурсе «Химический калейдоскоп» приняли участие 17 учеников 8-9 классов. Процент от общего количества обучающихся не превысил 17%. Более низкий показатель числа участников по сравнению с обучающимися 5-х классов объясняем возрастным снижением познавательной и творческой активности. На диаграмме показано распределение достижений участников сетевого взаимодействия по уровням в процентах от числа участников.

Дистанционное обучение

Как видно, большинство участников показали высокий уровень результатов. Однако, по сравнению с 5-тиклассниками, в результатах учеников 8-9 классов больший процент низкого уровня результатов. Пока интерпретировать данный факт достоверно не можем, в качестве предположения можно высказать все те же возрастные особенности подростков.

После проведения конкурсов и подвеедения итогов все участники получили сертификаты. Ученики, показавшие наиболее высокие результаты, получили дипломы 1, 2 и 3 степени.

По результатам анкетирования, проведенного среди участников дистанционных конкурсов, 100% обучающихся, принявших участие в этом формате работы, получили моральное удовлетворение, 86% участников не испытывали сложностей, связянных с процедурой проведения тестирования. Результаты анкетирования, проведенного среди родителей покаали, что 72% опрошенных не имеют возражений против участия детей в подобных мероприятиях.

Цель проекта, заключавшуюся в повышении мотивации к обучению и познавательной активности обучающихся через вовлечение их в предметные и межпредметные конкурсы, реализованные с использованием дистанционных технологий в СДО MOODLE, считаем реализованной.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт / Электронный ресурс: URL: http://standart.edu.ru/ (Дата обращения 08.11.2014)
  2. Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» Принят Государственной Думой 14 февраля 2012 года, Одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года.
  3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 — 2015 годы / Электронный ресурс URL: http://www.fcpro.ru/ (дата обращения 09.02.2015)
  4. Федеральный центр образовательных инноваций и технологий /ФГОС НПО и СПО. Электронный ресурс: URL: http://www.fcoit.ru/content/in_work/12.php (дата обращения 08.04.2014)
Запись опубликована в рубрике Вторая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *