Внедрение модели обучения «Цикл Колба» с целью реализации требований стандарта по химии

Черепанова Елена Николаевна, учитель химии МАОУ СОШ №12, г. Первоуральск

 

Внедрение модели обучения «Цикл Колба» с целью реализации требований стандарта по химии

Для построения уроков я предлагаю использовать одну из моделей обучения, основанную на поэтапном формировании умственных действий — Цикл Колба.

Ее автором является специалист по психологии обучения взрослых Дэвид Колб. По его мнению, процесс обучения представляет собой цикл или своеобразную спираль. Это своего рода цикл накопления личного опыта, в дальнейшем — обдумывания и размышления, и в итоге — действия.

Основные 4 этапа модели Колба таковы:

  1. Получение опыта или описание получения опыта (учебное упражнение, решение задачи или проблемы, выполнение задания)

Человек пробует сделать что-либо из того, чему учится, причем так как умеет сейчас, вне зависимости от того, являются ли его навыки достаточными.

РЕЗУЛЬТАТ: понимание необходимости дальнейшего обучения (не получилось или получилось не слишком хорошо).

  1. Рефлексия (обзор)

Анализ плюсов и минусов приобретенного опыта, выводы о том, что было сделано удачно, а что можно было сделать лучше или по-другому.

РЕЗУЛЬТАТ: подготовленность к необходимости изменений и обучен, в ряде случаев  — полное или частичное знание того, как действовать правильно.

  1. Теория (абстрактная концептуализация, связь с более общей теорией)

Получение теоретических знаний о том, как действовать правильно в связке с приобретенным опытом и его анализом.

РЕЗУЛЬТАТ: получены правильные алгоритмы действий на будущее.

  1. Закрепление на практике (применение в новой ситуации)

Отработка теории, перевод знаний в умения и навыки, корректировка со  стороны руководителя.

РЕЗУЛЬТАТ: полностью или частично отработаны и закреплены необходимые навыки.

Успешность модели Колба основана на том, что она удобна, подходит практически для любого человека. Также модель Колба основывается на имеющемся у человека опыте, а значит, обучение будет максимально результативным.

8 класс. Тема урока: « Соли как производные кислот и оснований«

В начале урока создается следующая ситуация.

У вас дома в кладовой образовался беспорядок. Бутылочки с веществами перепутались и стоят на разных полках. Ваша задача навести порядок. На первой полочке поместить баночки с оксидами, на второй — баночки с основаниями, на третьей — баночки с кислотами, а на четвертой — баночки с солями.

NaOH, CuO, KCl, H2SO4, P2O5, Mg(NO3)2, HCl, Ca(OH)2.

Вызов.

Работа в 4-х группах по 6 человек. Обсудите и заполните таблицу. Подготовьте общий ответ.

Далее обсуждаем, что получилось? Все справились с заданием? Что вызвало затруднение?

Две группы справились с заданием полностью, третья группа допустила одну ошибку (записав одну формулу соли в кислоты), четвертая группа допустила две ошибки, записав формулы солей в другие столбцы, а столбец с наименование «соли» остался незаполненным.

После обсуждения ответов учащиеся самостоятельно формулируют название темы, цели и задачи урока.

Учащиеся самостоятельно дают определение «солей». Как можно проверить правильность ответа? Использовать учебник.

С помощью таблицы растворимости составить формулы солей и установить соответствие предложенных названий солей с составленными формулами.

Учащиеся, работая в парах, знакомятся с образцами солей. После чего учащиеся делают выводы, что некоторые соли представляют из себя кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.

Классификация солей: по составу: средние, кислые, основные (определения учащиеся формулируют сами); по растворимости:  растворимые в воде и нерастворимые.

Для закрепления на практике учащимся предлагается следующее задание:

Из имеющихся на столе реактивов в результате смешивания только двух веществ получить сульфат бария, описать получившуюся соль. Составить формулу соли.

По итогам изучения темы проводится рефлексия содержания материала — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Это упражнение «Плюс — минус — интересно» можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» — «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» — «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» — «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс Минус Интересно
 

Какие образовательные результаты формирует урок?

  1. Регулятивные – умение решать проблемы.
  2. Коммуникативные – вести диалог.
  3. Познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
  4. Личностные – формируется система ценностных отношений обучающихся — к себе (я могу), другим участникам  ОП, самому образовательному процессу и его результатам.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • получить представление об основном классе неорганических соединений «Соли» (определение, названия, классификация, физические свойства);
  • составлять химические формулы солей по степеням окисления.

Метапредметные:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • вести информационный поиск, произвольно и/или осознанно строить речевое высказывание;
  • учитывать разные мнения, сравнивать разные точки зрения в сотрудничестве, делать выбор.

Личностные :

  • готовность и способность к саморазвитию, познавательной деятельности;
  • сформированность мотивации к обучению;
  • формирование коммуникативной компетенции в общении.

Заключение

Применяя модель обучения — Цикл Колба, при планировании и проведении урока, нам удается решить проблемы, поставленные не только на данном уроке, но и в жизни:

  1. жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»;
  2. мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений;
  3. мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания);
  4. получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.
Запись опубликована в рубрике Вторая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *