Топычканова Ирина Витальевна, учитель химии МБОУ СОШ №36
г. Первоуральск
Проблема заставляет мыслить
«Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно,
а учитель руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал»
К.Д. Ушинский
Столкнувшись с проблемой низкого качества знаний учащихся по химии, используя различные приёмы и технологий, я сделала для себя вывод, что наиболее удачным приемом изучения и усвоения материала является проблемное обучение. Кроме этого, химия – наука экспериментальная. Поэтому в основе её преподавания лежит химический эксперимент как источник знаний, выдвижения и проверки гипотез, как средство закрепления знаний и их контроля. А в сочетании с теоретическими знаниями обеспечивает эффективность преподавания предмета.
Проблемные вопросы, которые я ставлю при постановке химического эксперимента, заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность и четкость цели, конкретность проблемной ситуации мобилизует внимание учащихся, а внимание активизирует мышление. Всё это развивает у учащихся память, волю, воображение, эмоциональную сферу, самостоятельность, систематизирует знания. Дает возможность овладеть ими и уверенно применять на практике. Особое внимание при этом я обращаю на активизацию деятельности всех учащихся, включая слабоуспевающих, трудных, равнодушных, чтобы все были заинтересованы и включены в работу.
Для повышения эффективности проблемного обучения, применяю тестовые задания, которые способствуют формированию и развитию исследовательских умений и навыков у учащихся, и развивают у них познавательный интерес и творческий потенциал.
Целью обучения выступает усвоение учащимися методологии познания как основы для их дальнейшего развития, самообразования и личностной самореализации.
Проведение урока можно разделить на следующие этапы деятельности:
— актуализация опорных знаний;
-создание проблемной ситуации;
— постановка учебной проблемы;
— решение учебной проблемы;
— доказательство и применение найденного решения.
На первом этапе идет подготовка учащихся к осознанию проблемной ситуации, через определение исходного минимума знаний и способов действий (предметных и межпредметных), которые необходимы им для решения проблемы. Например, предлагается выполнить тестовое задание:
РАСТВОРИМОЕ В ВОДЕ ОСНОВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНО ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
а) металла или его оксида с водой
б) металла или его соли с водой
в) активного металла или его оксида с водой
г) оксида металла или соли металла с водой
РЕАКЦИЯМ ПОЛУЧЕНИЯ РАСТВОРИМОГО В ВОДЕ ОСНОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮТ ОБЕ СХЕМЫ В СЛУЧАЕ
а) Fe + Н2О →; FeO + Н2О →
б) Na + Н2О →; Na2O + Н2О →
в) Li + Н2О →; LiCl + Н2О →
г) Na2O + Н2О →; NaCl + Н2О →
Выбранные ответы подтвердите записью уравнений химических реакций.
На втором этапе урока создаётся проблемная ситуация — это один из самых сложных этапов процесса постановки и решения учебной проблемы на уроке.
В соответствии предположениям выше предлагается учащимся ответить на тест-вопрос:
СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ НЕРАСТВОРИМОГО В ВОДЕ ОСНОВАНИЯ — ГИДРОКСИДА МЕДИ (II) ОТРАЖАЮТ СХЕМЫ
а) Сu + Н2О →
б) CuSO4 + Н2О →
в) СuО + Н2О →
Учащиеся обсуждают и доказывают свои предположения. Для этого проводится демонстрационный или лабораторный химический эксперимент (взаимодействие указанных в ответах веществ с водой), в результате чего учащиеся выясняют, что ни одна из перечисленных реакций не приводит к образованию нерастворимого основания, а сделанные ими предположения ошибочны. Возникает проблемная ситуация, так как учащиеся сталкиваются с недостаточностью имеющихся у них знаний для ответа на заданный вопрос.
Третий этап — это логическое завершение проблемной ситуации.
Проблемную ситуацию, созданную на рассматриваемом уроке, завершает постановка проблемного вопроса: «Каким же способом можно получить нерастворимое в воде основание?»
На этапе решения проблемной задачи учащиеся сталкиваются с затруднениями, так как их предположения должны основываться на опорных знаниях и способов действий. Для их преодоления могут быть использованы различные формы, методы и средства обучения, в том числе и тестовые задания, например:
НЕРАСТВОРИМОЕ В ВОДЕ ОСНОВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНО ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
а) металла с раствором щелочи (Сu + NaOH (р-р) →)
б) оксида металла с раствором щелочи (CuO + NaOH (р-р) )
в) раствора соли этого металла с раствором щелочи (CuSO4 (р-р) + NaOH (р-р) →)
Ответы подтвердите записью уравнений химических реакций.
Учащиеся делают эксперимент и выбирают единственно возможный вариант ответа. После чего формулируют окончательное решение учебной проблемы, опираясь на полученные знания о химических свойствах веществ и понимания того, что, вещества сходной химической природы не взаимодействуют друг с другом.
На заключительном этапе урока предлагается учащимся задание экспериментального характера, выполнение которого позволит убедиться в истинности новых знаний и способов действий, а также применить их на практике для решения конкретных познавательных задач.
Создание проблемной ситуации может быть на всех этапах урока. Решить проблемную ситуацию предлагается учащимся при выполнении и домашнего задания, например: экологическая проблема «При заправке машины произошел разлив масла. Ваши действия? Почему?»; «Почему хлеб, если его долго жевать приобретает сладкий вкус?»; «В Италии существует пещера, которую назвали «собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшие низкорослые животные задыхаются и гибнут. Почему?» и т.д.
Используя на уроках методы проблемного обучения, убеждаешься на опыте, что они способствуют развитию познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся, формированию их мировоззрения, интеллектуальному развитию, и как следствие этого, повышению качества знаний.