Проблема заставляет мыслить

Топычканова Ирина Витальевна, учитель химии   МБОУ СОШ №36
г. Первоуральск

Проблема заставляет мыслить

«Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно,

а учитель руководил этим самостоятельным

процессом и давал для него материал»

К.Д. Ушинский

Столкнувшись с проблемой низкого качества знаний учащихся по химии, используя различные приёмы  и технологий, я сделала для себя вывод, что наиболее удачным приемом изучения и усвоения материала является проблемное обучение. Кроме этого,  химия – наука экспериментальная. Поэтому в основе её преподавания лежит химический эксперимент как источник знаний, выдвижения и проверки гипотез, как средство закрепления знаний и их контроля.  А в  сочетании с теоретическими знаниями обеспечивает эффективность преподавания предмета.

Проблемные вопросы, которые я ставлю при постановке химического эксперимента, заставляют учащихся строить гипотезы, разрешать теоретические вопросы, делать правильные выводы, прогнозировать свойства веществ. Ясность и четкость цели, конкретность проблемной ситуации мобилизует внимание учащихся, а внимание активизирует мышление. Всё это развивает у учащихся память, волю, воображение, эмоциональную сферу, самостоятельность, систематизирует знания. Дает возможность овладеть ими и уверенно применять на практике. Особое внимание при этом я обращаю на активизацию деятельности всех учащихся, включая слабоуспевающих, трудных, равнодушных, чтобы все были заинтересованы и включены в работу.

Для повышения  эффективности проблемного обучения, применяю тестовые задания,  которые  способствуют формированию и развитию исследовательских умений и навыков у учащихся, и развивают у  них познавательный интерес и творческий потенциал.

Целью обучения выступает усвоение учащимися методологии познания как основы для их дальнейшего развития, самообразования и личностной самореализации.

Проведение урока можно разделить на следующие этапы деятельности:

— актуализация  опорных знаний;

-создание проблемной ситуации;

— постановка учебной проблемы;

— решение учебной проблемы;

— доказательство и применение найденного решения.

На первом этапе идет подготовка учащихся к осознанию проблемной ситуации, через определение исходного минимума знаний и способов действий (предметных и межпредметных), которые необходимы им для решения проблемы. Например, предлагается выполнить тестовое задание:

  РАСТВОРИМОЕ В ВОДЕ ОСНОВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНО ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

а) металла или его оксида с водой

б) металла или его соли с водой

в) активного металла или его оксида с водой

г) оксида металла или соли металла с водой

 

 РЕАКЦИЯМ ПОЛУЧЕНИЯ РАСТВОРИМОГО В ВОДЕ ОСНОВАНИЯ СООТВЕТСТВУЮТ ОБЕ СХЕМЫ В СЛУЧАЕ

а) Fe + Н2О →;                 FeO + Н2О →

б) Na + Н2О ;                    Na2O + Н2О

в) Li + Н2О ;                     LiCl + Н2О

г)  Na2O + Н2О ;               NaCl + Н2О

Выбранные ответы подтвердите записью уравнений химических реакций.

На втором этапе урока создаётся проблемная ситуация — это один из самых сложных этапов процесса постановки и решения учебной проблемы на уроке.

В соответствии  предположениям выше предлагается учащимся  ответить  на тест-вопрос:

 СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ НЕРАСТВОРИМОГО В ВОДЕ ОСНОВАНИЯ — ГИДРОКСИДА МЕДИ (II)  ОТРАЖАЮТ СХЕМЫ

а) Сu + Н2О

б) CuSO4 + Н2О

в) СuО + Н2О

Учащиеся обсуждают и  доказывают свои предположения. Для этого проводится демонстрационный или лабораторный химический эксперимент (взаимодействие указанных в ответах веществ с водой), в результате чего учащиеся выясняют, что ни одна из перечисленных реакций не приводит к образованию нерастворимого основания, а сделанные ими предположения ошибочны. Возникает проблемная ситуация, так как учащиеся сталкиваются с недостаточностью имеющихся у них знаний для ответа на заданный вопрос.

Третий этап —  это логическое завершение проблемной ситуации.

Проблемную ситуацию, созданную на рассматриваемом уроке, завершает постановка проблемного вопроса: «Каким же способом можно получить нерастворимое в воде основание?»

На этапе решения проблемной задачи учащиеся сталкиваются с затруднениями,  так как их предположения должны основываться на опорных знаниях и способов действий.  Для их преодоления могут быть использованы различные формы, методы и средства обучения, в том числе и тестовые задания, например:

 НЕРАСТВОРИМОЕ В ВОДЕ ОСНОВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНО ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ

а) металла с раствором щелочи (Сu + NaOH (р-р) →)

б) оксида металла с раствором щелочи (CuO + NaOH (р-р) )

в) раствора соли этого металла с раствором щелочи (CuSO4 (р-р) + NaOH (р-р) )

Ответы подтвердите записью уравнений химических реакций.

Учащиеся делают эксперимент и выбирают единственно возможный вариант ответа. После чего формулируют окончательное решение учебной проблемы, опираясь  на полученные знания о химических свойствах веществ и понимания того, что, вещества сходной химической природы не взаимодействуют друг с другом.

На заключительном этапе урока предлагается учащимся задание экспериментального характера, выполнение которого позволит убедиться в истинности новых знаний и способов действий, а также применить их на практике для решения конкретных познавательных задач.

Создание проблемной ситуации может быть на всех этапах урока. Решить проблемную ситуацию  предлагается учащимся при выполнении  и домашнего задания, например: экологическая проблема «При заправке машины произошел разлив масла. Ваши действия? Почему?»; «Почему хлеб, если его долго жевать  приобретает сладкий вкус?»; «В Италии существует пещера, которую назвали «собачья пещера». В ней человек стоя может находиться длительное время, а забежавшие низкорослые животные задыхаются и гибнут. Почему?» и т.д.

Используя на уроках методы проблемного обучения, убеждаешься на опыте, что они способствуют развитию познавательной активности, творческой самостоятельности учащихся, формированию их мировоззрения, интеллектуальному развитию, и как следствие этого, повышению качества знаний.

Запись опубликована в рубрике Вторая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *