Храпская Татьяна Анатольевна, учитель химии МАОУ–Лицей № 88 Кировского района г. Екатеринбурга
Мониторинг готовности обучающихся
к Государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ по химии
Изменение целей образования в связи с введением ФГОС и условий его получения в Лицее № 88 Кировского района г. Екатеринбурга тесно связано с обновлением подходов к получению качественного образования и оценке его качества. В Лицее созданы условия для изучения химии обучающимися на углубленном, расширенном, профильном уровне, для удовлетворения социального заказа родителей и детей, имеющих потребности в получении «повышенного образования» по естественнонаучной направленности.
Работаю в 10 и 11 химико – биологических классах, использую УМК О. С. Габриеляна, который позволяет полностью реализовывать программу, обеспечивающую углублённую подготовку обучающихся по химии.
В течение двух лет изучения химии углубленно в 10 и 11 классах мои ученики неоднократно проходят контроль уровня усвоения знаний, при подготовке к Государственной итоговой аттестации в разных формах: традиционные контрольные работы, тестовые задания, устные тематические зачеты по билетам.
В 11 классе мною систематизирован контроль и представляет следующую структуру:
- График контрольных и проверочных работ по химии в рамках внутренней системы оценки качества образования Лицея составлен на весь учебный год.
- Данные по итогам входного контроля мною систематизируются в таблице. По итогам формируются группа риска и группа возможных высокобалльников по химии.
- Провожу этап самооценки возможностей обучающихся и их потребностей:
1 группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель набрать только минимальный проходной балл и/или чуть выше;
2 группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель получить балл, достаточный для поступления в ВУЗ, не предъявляющий высоких требований к уровню подготовки абитуриента;
3 группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель получить балл, достаточный для поступления в ВУЗ, предъявляющий высокие требования к уровню подготовки абитуриента.
- Создание плана подготовки учащихся 11-го класса к Государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
- Анализ результатов выпускников 11-х классов при прохождении Государственной итоговой аттестации по предмету за последние 3 года. Знакомство выпускников с особенностями проведения государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по химии в текущем году.
- Проведение анализа результатов 11 — классников по итогам проведения диагностических работ регионального уровня (СтатГрад), муниципального (олимпиады), лицейского уровня. Результаты внутреннего текущего мониторинга, в том числе в дистанционной форме.
- Результаты индивидуальной образовательной траектории учащегося (заполняется на каждого ученика в классе).
Например, Пономаренко Алена, ученица 11в класса, 2014/2015 учебный год
Планируемый результат обучающегося — 80 баллов.
Прогнозируемый результат учителя – 70-75 баллов.
Результат ЕГЭ 2015 г. – 74 балла.
Характеристика учащегося
Критерий | Компоненты характеристики | Оценка |
Психолого — педагогическая
составляющая |
Адекватное поведение
|
+ |
Стрессоустойчивость | +/- | |
Мотивация на учебную деятельность | + | |
Ориентация на успех | + | |
Стабильность результатов | +/- | |
Уровень концентрации внимания | + | |
Уровень организации деятельности | + | |
Развитие мышления | Образное + | |
Абстрактное +/- | ||
Чёткость + | ||
Мобильность + | ||
Переключаемость + | ||
Уровень планирования действий | + | |
Уровень работоспособности,
напряжение |
+ | |
Умение анализировать задания различного характера и преодолевать затруднения, связанные со смысловой составляющей задания | +/- | |
Умение снять излишнее напряжение | +/- | |
Учебная деятельность | Активность при выполнении заданий | + |
Стабильность при выполнении заданий | +/- | |
Работоспособность | + | |
Выполнение домашних заданий | + | |
Исправление слабых результатов | + | |
Самоподготовка,
индивидуальная работа |
Выполнение дополнительных заданий | + |
Использование дистанционных форм подготовки | + | |
Обращение к учителю за консультациями | + | |
Обращение к одноклассникам за консультациями | + | |
Оказание помощи одноклассникам | + | |
Обращение к учителю за дополнительными заданиями по проблемным темам | +/- | |
Дополнительно | Высокий уровень сформированности общеучебных навыков | + |
Высокий уровень подготовки по всем учебным предметам, особенно по математике, который позволяет добиваться хороших результатов при выполнении домашних, диагностических и самостоятельных работ | +/- | |
Высокий уровень мотивации на результативную учебную деятельность | + |
- Аналитическая справка по итогам проведения «пробного экзамена по химии» (с обязательным ознакомлением учащихся, родителей с предварительным баллом).
- Корректировка плана работы по подготовке учащихся к ГИА в форме ЕГЭ, набравших на «пробном экзамене» балл ниже запланированного.
Такой план работы предоставляет возможность: информировать всех участников образовательного процесса о результатах подготовки каждого учащегося 11-х классов к прохождению Государственной итоговой аттестации: учащихся — ежедневно и/или по запросу; родителей учащихся — на родительских собраниях, при индивидуальном консультировании; администрацию Лицея — при осуществлении контроля;
корректировать индивидуальный план подготовки каждого учащегося к прохождению ЕГЭ; представить работу по результатам внешней оценки качества при аттестации на квалификационную категорию.
Осуществление индивидуальной образовательной траектории при подготовке учащихся 11-х классов к ГИА по химии позволило получить следующие результаты.
- Устойчивые показатели, положительная динамика среднего тестового балла по химии на протяжении 5 лет. Показатель среднего тестового балла в период с 2011 г. по 2015 г. по химии выше аналогичного показателя по городу, региону, России.
- Активное участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах и конференциях городского, регионального уровней.
- С 2011 г. по 2015 г. 100 % выпускников Лицея, сдающие ЕГЭ по химии, поступили в ВУЗы на специальности, связанные с изучением химии для дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, с целью повышения качества образования по химии, используя личностно-ориентированный и системно — деятельностный подход, в Лицее обеспечены оптимальные условия для получения учащимися качественного образования по химии.