Меньших Л.А., учитель химии
высшей квалификационной категории
МАОУ «Лицей № 21»,
г. Первоуральск
Оценивание метапредметных результатов – новое в работе учителя химии
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ произошли существенные изменения в подходах к оценке образовательных достижений учащихся. Комплексный подход к системе оценивания означает оценку трех групп достижений учащихся — личностных, метапредметных и предметных. Очевидно, что традиционная пятибальная система оценивания не отвечает требованиям стандарта, т.к. в большей мере она оценивает лишь предметные результаты, но не соответствует трехуровневому подходу к оцениванию разных групп результатов. Поэтому у учителя, в частности и учителя химии, возникают вопросы: «Как оценивать метапредметные результаты: отдельно или вместе с предметными результатами?», «В какой системе – в традиционной, в тестовой, в критериальной или рейтинговой?», «Есть ли апробированные измерительные материалы?».
Для каждой их трех групп планируемых результатов (личностных, предметных, метапредметных) по направлениям оценочной деятельности в Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Лицей № 21» разработаны содержательная и критериальная основа оценки, которая конкретизирована в рабочей программе учебного предмета «Химия» 8 -9 класс через виды, формы, способы и инструментарий оценки. Входя в состав универсальных учебных действий, оценка выступает как процесс и результат обучения. Универсальные учебные действия формируются посредством содержания образования, применения педагогических технологий, характером взаимодействия между учителями и учащимися и между самими учащимися в образовательной деятельности.
Следует отметить, что лицей в пилотном режиме реализует ФГОС ООО с 2012 года. В этом учебном году преподаю химию в 8-х классах, которые обучаются по новым стандартам. Наряду с предметными результатами, оцениваю и универсальные учебные действия: познавательные (по работе с информацией, по решению проблем, логические действия), коммуникативные (сотрудничество через организацию работы в группе), регулятивные (целеполагание, планирование деятельности, контроль и оценка).
Одним из составляющих элементов познавательных УУД является умение работать со сложно организованной информацией: текстами, таблицами, графиками. С целью формирования такого вида умений предлагаю учащимся специальные задания:
- составлять таблицы на основе текста;
- отбирать информацию, сопоставлять и представлять информацию в виде таблиц, схем;
- систематизация информации – кластер;
- чтение с разметкой текста INSERT
- оформлять отчет по результатам практической работы, лабораторного опыта;
- выполнение контекстных заданий – задания, которые представляют для учащихся определённый интерес, а также вопросы, на которые нужно ответить, поняв текст. Выполняя контекстные задания, учащиеся проявляют способности находить и использовать необходимую информацию в предлагаемом контексте, применять имеющиеся знания в незнакомой ситуации. Контекстные задачи мотивируют познавательную активность, имеют практическую направленность, показывают значимость химических знаний для жизни и деятельности.
При выполнении таких заданий не только формирую, но и оцениваю познавательные действия по работе с информацией и чтению:
1.Осуществлять поиск информации (ориентироваться в различных видах справочных изданий, в т.ч. в сети Интернет, оценивать достаточность информации для решения задач).
- Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию (находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, соотносить информацию из разных частей текста, делить тексты на смысловые части, упорядочивать, ранжировать и группировать информацию).
- Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию (формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод, привлекать имеющиеся знания для объяснения практико-ориентированных ситуаций, описанных в тексте).
- Создавать собственные тексты (устные и письменные), применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Химия является экспериментальной наукой, поэтому формирование исследовательской компетенции у учащихся является основополагающей задачей учителя химии. Выделяю еще одну группу метапредметных умений- познавательные действия по решению задач (проблем), которая включает: умение видеть и решать проблему, ставить цель и планировать деятельность, проводить исследования (наблюдения, опыты и измерения), представлять результаты исследования. На начальных этапах изучения химии предлагаю учащимся или составляю вместе с ними критерии оценки выполнения задания. Например, критерии оценки выполнения эксперимента: полнота описания эксперимента и отчета об эксперименте (мах. 2б), описание плана эксперимента (мах. 2б), правильность вычислений формул (мах. 1б). По мере накопления фактических знаний у учащихся, включаю экспериментальные творческие задания. Творческие задачи решаются в условиях самоорганизации и саморазвития. Решая творческие задачи, учащиеся преодолевают интеллектуальные трудности, происходит развитие познавательной и творческой активности. Творческие задачи целесообразно решать в условиях сотрудничества нескольких учащихся. В процессе поиска у учащихся возникает потребность поделиться своей идеей. С этой же целью использую практико-ориентированные задания. Для оценки использую критерии, оцениваемые в 0-2 балла (0 — признак не сформирован, 1 балл — чётко не выражен, 2 балла — выражен чётко):
- Формулирование представленной информации в виде проблемы;
- Предложение способа решения проблемы;
- Обоснование способа решения проблемы;
- Демонстрация способа решения проблемы.
Немаловажное значение в развитии личности учащихся является и включение его в контрольно-оценочную деятельность. Использование на уроках приемов технологии развития критического мышления позволяют мне формировать у учащихся самооценку, определять границы знания и незнания. Так, например, прием – таблица «ЗХУ» («Знаю, хочу, узнать, Узнал»), метод «Инсерт» (маркировка текста «Знал», «Новая информация», «Думал иначе», «Есть вопросы») позволяют ученику по мере изучения нового материала отслеживать свой «знаниевый» маршрут, давать оценку приобретаемым умениям. Для развития самооценки использую разработанные мной Листы самооценки, которые позволяют учащимся оценить степень самостоятельности выполнения задания, какие задания были легкими, трудными в выполнении заданий.
Пример алгоритма самооценки:
Какова была цель задания?
Удалось получить результат?
Правильно или с ошибкой?
Самостоятельно или с чье-то помощью?
Диагностику метапредметных умений провожу через комплексные контрольные работы метапредметного характера, показателем уровня сформированности УУД является выполнение заданий работы на 60-70%. Также формулируя задания для проверки предметных умений закладываю и УУД (например, «оцени…», «приведи аргументы…», «предложи свой вариант.. и т.п.). Результаты свожу в таблицы в формате Excel. Нельзя сделать выводы о сформированности метапредметных умений только по отдельным работам. Объективным является комплексное оценивание в процессе урочной и внеурочной деятельности. Поэтому для оценки конечного результата важно использовать накопительную систему оценивания.
Список используемой литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 с дополнениями и изменениями от 29.12.2014г № 1644
- Журин А.А., Заграничная Н.А.: Химия. 8-11 классы. Метапредметные результаты обучения. ФГОС: Вако, 2014
- Современная оценка образовательных достижений учащихся: Методическое пособие/ науч. Ред.: И.В. Муштавинская, Е.Ю. Лукичева. – Санкт – Петербург : КАРО,2015