Внеурочная деятельность при обучении химии как полноценное пространство воспитания и социализации личности обучающихся

Матвеева Ирина Альбертовна, учитель химии МАОУ СОШ № 200 с УИОП, г.Екатеринбург

Внеурочная деятельность при обучении химии как полноценное пространство воспитания и социализации личности обучающихся

Современное общество динамично  развивается.  Столь же быстро развивается и новая система образования, особенно в направлении формирования у учащихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт школьников.

В Концепции среднего образования Российской Федерации  сотрудничество взрослых и детей трактуется как идея совместной развивающей деятельности, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом  хода  и результатов этой деятельности. [2; 3]  Хороший результат в этом смысле достигается использованием различных форм внеурочной деятельности в процессе  преподавания того или иного предмета.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. [1; 7]

При организации внеурочной деятельности  необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка. [1;8]

Основной целью организации внеурочной деятельности обучающихся по химии  мы видим в создании условий, способствующих превращению внеурочной деятельности школьников в полноценное пространство воспитания и социализации личности. Достижение этой цели обеспечено:

  • Авторской «Системой проектной деятельности по курсу органической и неорганической химии», размещенной на официальном сайте МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя» (www.imc-eduekb.ru) в разделе «Городские Ассоциации» на странице Ассоциации учителей химии.
  • Сертифицированной авторской «Целевой программой работы с одаренными детьми в массовой школе» (www.1september.ru).
  • Системой элективных курсов (www.future4you.ru; Всероссийское электронное издание «ЗАВУЧ.ИНФО»).
  • Системой профориентационной работы, направленной на популяризацию естественнонаучного, в том числе и химического, образования.

Достижение воспитательных результатов во внеурочной деятельности становится возможным в том случае, когда  результаты и формы внеурочной деятельности взаимосвязаны между собой.

Так приобретение социальных знаний обучающимися  происходит  во время познавательных бесед (например, «Нанотехнологии без тайн»,  «Самое удивительное вещество в мире»),  проведения олимпиад по химии (школьный, муниципальный уровни, предметные, в том числе химические,  олимпиады УрФО), элективных курсов («Введение в химию», «Аналитическая биохимия», «Методы химических исследований», «Наноазбука» и др.)

Ценностное  отношение к социальной реальности у обучающихся мы формируем через совместную  деятельность с ведущими  ВУЗами города.  УрФУ:  участие в Тест-драйве,  традиционных  Демидовских чтениях; на базе Центра коллективного  пользования УрФУ-   лабораторный практикум по сканирующей зондовой микроскопии; на базе Института естественных наук  профориетационный марафон «Профи-дебют», Школа юного химика; УГЛТУ: профориентационный  научно-познавательный марафон «День Уральского государственного лесотехнического университета», посредством организации и проведения  Международных тестовых игр («Колосок осенний», «Колосок весенний»),   Регионального   конкурса — исследования  «LEONARDO»,  участия в разнообразных программах МАН «Интеллект будущего».

Получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия  возможно, благодаря организации  научно-исследовательской деятельности (проекты представлены на школьном, городском, региональном, федеральном уровнях), проведению разнообразных мероприятий во время Декады естественных наук, Интеллектуального марафона, Естественнонаучного тест-драйва.

 

Мероприятие 2012-2013 уч. год 2013-2014 уч. год 2014-2015 уч. год
Декада  предметов естественнонаучного цикла Естественнонаучный командный марафон «Через тернии – к звездам!» (8-е кл.)

Стендовые доклады «Великие открытия в области естествознания» (9-е кл.)

Химический вечер «Краски разных времен» (10-е кл.)

Турнир кроссвордистов (7-е кл.)

Групповой проект «Малоизвестные и неизвестные факты о воде» (8-е кл.)

Творческие задания «Химические элементы в клетках живых организмов»(9-е кл.)

Актовая  лекция «Нанотехнологии без тайн» (10-11-е кл.)

Презентация «Формат «нано» — в начале пути»(7, 10-е кл.)

Презентация слайд-фильма «Самое удивительное вещество в мире» (8, 11 –е кл.)

Игра-исследование «Галилео: наука своими руками» (5-7-е классы)

Презентация сборника эссе учащихся «Спирты: зло или благо?» (10-е кл.)

 

Из выше изложенного можно сделать вывод: внеурочная деятельность  не может быть локализована в рамках   только одного предмета,  поскольку в первую очередь  сопровождается совместной деятельностью  взрослых и детей, детей друг с другом, в результате чего происходит присвоение детьми ценностей.

 

Литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 233с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Денисова О.И. формирование компетенций на уроках химии: 8 класс: методическое пособие / О.И. Денисова. – М.: Ветана-Граф, 2011. – 144с.
Запись опубликована в рубрике Вторая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *