Использование метода проектов на уроках химии

Марасанова Лариса Юрьевна,

МКОУ «СОШ № 1», г. Ревда

Использование метода проектов на уроках химии

Как известно, достижение целей обучения зависит от выбранных учителем педагогических технологий, которые представляют собой совокупность предметного содержания, методов и средств обучения. Из всего многообразия технологий, хотелось бы подробнее остановиться на технологиях, использующих метод проектов.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Метод проектов предоставляет учителю возможность изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.

Работая в обычной общеобразовательной школе, я часто сталкиваюсь с изначально негативным отношением к химии. Использование метода проектов, наряду с другими методами, позволяет преодолевать эту сложность. Приступая к изучению химии в начале учебного года, я провожу анкетирование учащихся с целью выявления их интересов. В опроснике ребята указывают чем они увлекаются, какие ученые предметы им нравятся, что их привлекает в тех или иных учебных дисциплинах. Эти сведения помогают мне при составлении тем проектов и возможных кандидатов на их написание.

Свою работу я веду по нескольким направлениям: краеведение,  исследовательская  деятельность, интеграция. На уроках применяю  отдельные элементы метода проектов. Например, выявление проблемы, формулировка цели и задач урока и т.д.

Хорошие результаты дает применение метода проектов при изучении различных веществ. Этот метод позволяет не только показать тесную зависимость свойств от строения, но и рассмотреть во взаимосвязи вопросы получения и применения изучаемого вещества, а также затронуть экологические проблемы, связанные с получением и применением, что, несомненно, способствует формированию экологической культуры школьников. В процессе обучения химии использую местные данные, как наиболее знакомые и наиболее интересные для исследования учащимися. При выполнении проектов  ориентирую учащихся на то, что нужно опираться на местные условия природной среды, экологическую обстановку, преобладающие технологии, историко-культурные традиции своего региона, своей области, своего района, своей школы.

Во все времена Урал был опорным краем державы, краем металлургическим, краем людей с особым характером. И на уроках, посвященных изучению металлов (8, 9, 11 класс),  обсуждаем, какое значение в жизни Российской империи, Советского  Союза, России сыграли уральские металлы. Особый акцент на таких уроках делаю на роли родного города Ревды в истории нашей страны. Вот лишь некоторые вопросы, которые затрагиваем на таких уроках. Почему город Ревда основан именно здесь? Что обозначает название нашего города? Что обозначает флаг и герб Ревды? Какие стратегические полезные ископаемые находятся вблизи города? Какие виды чугунов и сталей производили наши заводы? Какие профессии ревдинцев ушли в прошлое, какие появились? Какими знаниями и личными качествами должны обладать работники разных профессий?

Ответы на эти и другие вопросы  обычно не занимают много времени от урока, но очень оживляют его, дают пищу для размышлений, определяют темы для  исследовательских работ учащихся. Так появились крупные исследовательские работы «Металлы тоже воевали», «Именем твоим», «От углежогов до энергетиков», «Научно-технический прогресс в сталеплавлении». Данные проекты потребовали длительной серьезной работы учащихся.  В них ребята показали взаимосвязь химических свойств металлов и их производства, а также судьбы людей, жителей нашего города. Свои исследования школьники представляли на конференциях разного уровня.

Наряду с крупными исследовательскими проектами включаю в уроки проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты. К таким занятиям ребята составляют информационные проекты — «Паспорт элемента №..» (8 класс), характеризуют «Фарфоровые и фаянсовые изделия в моем доме» (9 класс),  пишут «Чайные истории с точки зрения химии», определяют «В чем загадка зеркала?» (10 класс).

На уроках дети презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию. Очень важно, чтобы учащиеся рассказали, как именно они работали над проектом, указали вклад каждого участника проекта. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

В основе метода проектов лежит умение ученика ориентироваться в информационном пространстве, вычленять проблему, ставить цели и задачи, выдвигать гипотезу, проводить наблюдения, опыты, моделирование, делать выводы, разрабатывать рекомендации. С психологической точки зрения, знания, добытые самостоятельно для человека более ценны в личностном плане, следовательно, усваивается в более полной мере. Кроме того, школьники учатся искать информацию не только в объяснениях учителя и учебнике, но и в других источниках. Компьютер и сеть Интернет выступают здесь не как источник развлечений, а как средство поиска и обработки информации, что важно для современных подростков. Они также учатся критически оценивать полученную информацию, систематизировать ее, строить предположения, делать выводы, что, несомненно, способствует развитию мышления школьников.

Запись опубликована в рубрике Вторая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *