Шум Алла Михайловна,
МБОУ СОШ № 19, г. Екатеринбург
Реализация ФГОС по химии с помощью метода проектов
Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показала массовая практика, задача формирования новой личности неосуществима традиционными подходами к образованию школьников. Поэтому введение новых образовательных стандартов — это веяние времени.
Вместе с тем, введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его образовательный результат. Новым для нас, учителей, стали понятия: «универсальные учебные действия» «метапредметные результаты».В контексте ФГОС содержание ЗУН скорректировано в направлении умения самостоятельно осваивать новые знания и способы деятельности. Метапредметные результаты, согласно ФГОС, обеспечивают в комплексе «умение учиться», способность использовать информационные и коммуникативные ресурсы в образовательных и жизненных ситуациях.
В ходе изучения курса химии освоение универсальных действий происходит в процессе усвоения химического содержания при обучении школьников приемам учебно-познавательной деятельности, и производятся при работе с конкретным предметным материалом. Для достижения метапредметных результатов необходимо создавать ситуации, решая которые, учащиеся способны применять общеучебные умения.
Важнейшим компонентом новой модели школьного образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты. Успех в современном мире во многом определяется способностью свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий, достичь поставленных целей. Многочисленные исследования показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
Проектирование, как указывает ФГОС, позволяет «сформировать у обучающихся основы культуры исследовательской и проектной деятельности, умения разработки, реализации и общественной презентации результатов предметного или межпредметного проекта, направленного на решение научной, личностно значимой проблемы». Метод проектов способствует освоению учащимися общих учебных способов деятельности не в теории, а реальных ситуациях, возникающих в окружающем мире. В связи с этим у учителя химии появляется возможность использовать метод проектов для качественного и результативного обучения.
Сегодня метод проектов используется повсеместно в различных областях деятельности, на различных уровнях. Термин «учебный проект», «проектная деятельность» является популярным и широко применимым в школе при преподавании различных дисциплин. Но в большинстве случаев, реализуя проект, не ставится главная задача- сформировать универсальные умения или оценить степень освоения этих умений по результатам проделанной работы. Такая ситуация не приводит к формированию ответственности, инициативности, самостоятельности. А ведь метод проектов – это педагогическая технология, которая имеет богатый потенциал.
Вот уже второй год в современном районе «Академический» открыты двери новой школы № 19. Под крышей ОУ собрались школьники разных школ, с разным уровнем подготовки. Это обстоятельство усилило актуальность проблемы перехода от общих положений ФГОС к практике преподавания химии. Как объединить ребят, расширить «предметное поле» и обеспечить достижение новых целей: научить адекватно воспринимать, критически анализировать, преобразовывать и применять информацию?
В решении всех этих вопросов мне помог метод проектов – «совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического, теоретического знания. Это путь познания, способ организации процесса познания» — писала Е.С. Полат. Применение технологии проектного обучения обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, приобретают коммуникативные умения, работая в группе, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В преподавании химии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности по предмету. В методе проектов мы выделяем несколько этапов:
- Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблему.
- Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
- Выполнение проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь учащиеся развивают умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты, систематизировать и обобщать полученные данные.
- Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность выработать умения делать аргументированные выводы, обрабатывать полученные результаты,работать в сотрудничестве.
- Подготовка защиты работы. Учащиеся самостоятельно готовят мульдимедийную презентацию проекта, выстраивают систему доказательств.
Презентация проекта. Данный этап имеет цель: предоставить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения. Метод проектов широко распространен среди учащихся на уроках химии и в внеурочной деятельности, что позволяет им повысить свой уровень компетенции.
Наша школа сотрудничает с Академией наук (Уральское отделение Российской академии наук г. Екатеринбург) Свой опыт, знания школьникам передают преподаватели УрО РАН, курс «Химия», а также консультируют ребят по возникающим вопросам. После курса преподаватели получают обратную связь в виде защиты проектов учащихся. У нас есть уникальная возможность: самостоятельно сформировать темы исследований, получить углубленные знания, которые подкрепляются практикой.
Качественные показатели применения метода проектов подтверждаются системными знаниями учащихся по предмету и стабильной успеваемостью, участием учащихся в олимпиадах и конкурсах различных уровней. Высокий уровень познавательной мотивации у большинства учащихся к изучению предмета «Химия», что можно увидеть на основе анализа анкет учащихся; Учащиеся активно участвуют в международных предметных играх, конкурсах различного уровня:
- всероссийский конкурс по естествознанию «Это знают все» (Диплом II степени) 2013г. кол-во участников — 36;
- всероссийская выставка достижений учащихся (Диплом) 2013г. участников — 9;
- городской конкурс-фотомарафон (город -1 место) 2013г. Кол-во участников — 17;
Анализируя результаты можно выявить следующие тенденции: учащиеся, занимающиеся проектной, деятельностью приобретают умения мотивации, рефлексии, осваивают умения применения в условиях самостоятельного эффективного способа получения продукта, позволяет учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала.
Работа учителя – руководителя проекта позволяет ему своевременно получать информацию об особенностях формирования универсальных учебных умений, создавать ситуации, решая которые, учащиеся способны применять общеучебные умения, оперативно реагировать на затруднения учащихся и оказывать им необходимую помощь.