Чиликова Светлана Алексеевна, МАОУ СОШ № 197, г. Екатеринбург
Возможности СДО MOODLE при изучении
химии в средней школе
Внедрение в педагогическую практику дистанционных образовательных технологий (ДОТ) стало реальностью. Одним из несомненных достоинств ДОТ является возможность построения индивидуальной траектории обучения для каждого учащегося. Проблемным вопросом остается создание цифровых образовательных ресурсов, которые позволили бы организовать самостоятельную работу учащихся по изучению учебного материала и контролю уровня усвоения материала, что, в конечном счете, способствовало бы повышению качества образования [2].
Система дистанционного обучения MOODLE позволяет использовать готовые ЦОР (презентации, флэш-анимации, текстовые файлы, видео-ролики). Наряду с этим учитель может самостоятельно создавать различные интерактивные ресурсы. Например, ЦОР «Лекция» может содержать теоретический материал в любом формате (текст, рисунки, таблицы) и набор вопросов на усвоение учебного материала, ответы на которые генерируются системой в режиме on-line. ЦОР «Тест» позволяют оценивать уровень усвоения учебного материала. СДО позволяет создавать и другие ЦОР – «Задание», «Глоссарий», «Форум» и т.д. Учитель-разработчик создает ЦОР с учетом потребностей и возможностей своих учеников, имеет возможность изменять ресурсы по мере необходимости, добавлять или удалять разделы, варьировать тестовые задания.
Наша школа с 2009 года участвует в городской инновационной программе по созданию дистанционных образовательных ресурсов и в настоящее время является Городской сетевой площадкой «Центр дистанционной поддержки образовательного процесса». Разработаны дистанционные курсы по химии: «Химия 10» в объеме 27 учебных модулей, «Химия 11» в объеме 21 учебный модуль, курс «Экспертиза знаний по химии» (8-10 класс), и часть учебного курса «Химия 9» в объеме 9 учебных модулей. Каждый модуль содержит ЦОР «Лекция» и «Тест», а также набор дополнительных материалов к уроку (презентации, ссылки, интерактивные упражнения, задания для самостоятельной работы). Курс «Экспертиза знаний по химии» (8-10 класс) построен из диагностических заданий в тестовой форме – входных, промежуточных, итоговых, тематических. На рисунке 1 представлен вид стартовой страницы курсов по химии.
При организации очного учебного процесса учащимся предлагается обращаться к цифровым ресурсам СДО MOODLE, для чего у каждого ученика есть пароль доступа в программу. Обращение к ЦОР происходит либо во время урока, для чего есть техническая возможность, либо при выполнении домашнего задания. На рисунке 2 представлен внешний вид страницы курса «Химия 9».
Рис.1. Стартовая страница курсов химии.
Рис.2. Страница учебного модуля курса «Химия 9».
Использование курсов в образовательном процессе показало следующее:
— Интерес учащихся к возможности использования компьютера в учебном процессе достаточно высок. Из 30 учащихся (10 класс, 2013-2014 учебный год) 26 активно участвовали в апробации курса «Химия 10». Следует отметить, что предмет изучается на базовом уровне по одночасовой программе.
— Проведен дистанционный и очный контроль уровня усвоения учебного материала по разделу «Углеводороды» (10 класс), при этом результаты очного контроля на 12% ниже результатов выполнения тестов в дистанционном режиме. Данный факт мы объясняем тем, что количество контрольных заданий в базе СДО MOODLE недостаточно, имеется фактор «узнавания». В очной форме проверка уровня усвоения учебного материала проводилась не в тестовой форме, что представило для учащихся определенную сложность.
— Использование разработанных курсов особенно эффективно в случаях подготовки выпускников к итоговой аттестации. Все учащиеся, сдающие ЕГЭ по предмету, при подготовке активно используют лекции как справочный материал, а контрольные тесты — как тематический контроль в on-line режиме.
Итак, использование ДОТ для поддержки образовательного процесса в средней школе предполагает особые требования к качеству учебных материалов, к профессиональной и информационной компетенции педагога. Возможности оболочки MOODLE позволяют создавать ЦОР, которые активизируют самостоятельную работу учащихся, стимулируют их познавательную активность. Показано, что использование ДОТ может стать инструментом для повышения качества образования.
Литература
- Андрианова Г.А., Интернет-технологии: формы и методы применения их на уроке. — http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-1.htm.
- Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов. М.: Университетская книга, 2008. – 216 с. – (Библиотека информатизации образования).