Исследовательская деятельность как один из способов индивидуализации обучения

Чернобай Лариса Александровна,

МАОУ «СОШ №10», г. Ревда

 Исследовательская деятельность как один из способов индивидуализации обучения

 В настоящее время важнейшей задачей школы считается не только обеспечение высокого уровня образования учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке современной научной информации. Особенное значение эта задача приобретает для предметов естественнонаучного цикла, потому что именно они развивают универсальные действия и умения учащихся, необходимые в исследовательской деятельности.

В процессе целенаправленной  исследовательской деятельности школьники обучаются работе с дополнительной и научной литературой, совершенствуют умения писать сначала доклады, потом рефераты по интересующей их теме, приобретают опыт публичных выступлений и в итоге выполняют исследовательскую работу, которую представляют на научно – практической конференции или каком – либо конкурсе.

Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в тоже время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя в рамках такой работы позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера мышления школьника и в результате предложить учащемуся то дело, которое для него интересно, значимо и на  которое он с охотой будет тратить свое личное время.

Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

Изучение новинок литературы, публикаций, монографий, интернет – ресурсов, знание проблем региона, в т. ч. экологических, и т. п. – одна из сложнейших сторон этой деятельности как для учащегося, так и для учителя. Такая работа в исследовательском режиме занимает длительный период времени, важно, чтобы проблема, выбранная для написания учебно – исследовательской работы, не потеряла актуальности для школьника, захватила, увлекла его. Необходима корректная и оригинальная формулировка темы исследования, что позволит школьнику построить свою работу нетрадиционно,  рассмотреть проблему с практической точки зрения.

Можно определить следующие требования к организации исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения химии:

  • наличие для учащихся личностно значимой и социально одобряемой в исследовательском плане проблемы, требующей применения интегративных знаний для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов, стимулирующая высокую мотивацию деятельности учащихся;
  • работка программы действий;
  • отбор содержания в соответствии с принципом доступности в сочетании с высоким уровнем научности;
  • определение экспериментальной деятельности и представление ее результатов.

Учащаяся МАОУ «СОШ №10» Утюмова Анна, обучаясь в 9 классе, написала для защиты на школьной НПК «Одиссея разума» учебную работу «Химический салон красоты», носившую в большей степени реферативный характер. А уже в 10 классе представила на эту же конференцию учебно – исследовательскую работу «Роль железа в процессах жизнедеятельности», где в практической части  описала результаты эксперимента по определению содержания соединений железа в смеси, использовавшейся для подсыпки дорог, что было чрезвычайно актуально для ГО Ревда.  Данная работа заняла I место и на школьной, и на городской НПК, а так же была отмечена на II Евразийском экономическом форуме молодежи «Путь на север». В выпускном классе учебно – исследовательская деятельность была продолжена, причем приоритет был отдан проблеме обеспечения экологической безопасности сернокислотного производства.  На VII городскую краеведческую конференцию «О, край родной, край сердцу милый» был представлен проект «Пути решения экологических проблем в производстве серной кислоты на Среднеуральском медеплавильном заводе», получивший Диплом I степени, а успешное выступление по защите данного проекта на II региональном конкурсе юных исследователей им. академика С. С. Шварца позволило Утюмовой Анне стать победителем в номинации «За исследовательское мастерство». Работа над проектом проходила с использованием оборудования передвижной экологической лаборатории СУМЗа.  Выше названный проект был представлен к защите в финале  международного  конкурса научно — исследовательских проектов молодых ученых и студентов  «Eurasia Green», проводимого в рамках III Евразийского экономического форума молодежи. Результатом участия в данном конкурсе стал Диплом финалиста в номинации «Модель рационального природопользования».

Выделив одаренных школьников, поддержав их любопытство и познакомив их с методами исследования, мы получим достойных студентов, а  в последствии  –   специалистов. Утюмова Анна  продолжает обучение в химико – технологическом институте УрФУ по  направлению « Технология неорганических веществ».

Исследовательская деятельность позволяет школьникам развивать учебно-познавательные, рефлексивные и коммуникативные компетенции, те социально значимые личностные качества, профессиональные умения, творческие способности, которые сделают их в  будущем  востребованными на рынке труда.

Запись опубликована в рубрике Первая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *