Сазонов Василий Викторович, учитель химии МКОУ СОШ
д. Васькино, Нижнесергинский МР
Контекстные задачи как средство достижения требований ФГОС ООО
Концепция контекстного обучения разработана А. А. Вербицким в 1991 году. Сущность контекстного обучения определяется как организация такой деятельности, которая требует приобретения новых знаний и их последующего применения, объясняет и оправдывает усилия, затраченные на их усвоение.[1] Одним из средств контекстного обучения, которые будут наиболее эффективны в условиях освоения требований ФГОС, являются контекстные задачи. Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.
Уровневая дифференциация содержания контекстных задач позволяет ставить посильные учебные задачи перед каждым ребенком, создавать активный интеллектуальный фон уроков, полноценно реализовать в преподавании принципы научности, практической направленности, историзма, междисциплинарного подхода.
При разработке контекстных задач необходимо учитывать несколько принципов.
- Принцип доступности подразумевает, что для выполнения таких заданий не требуется фактических знаний за пределами программного материала. Необходимо оценить уровень развития ключевых компетентностей школьников на основе той знаниевой базы, которая заложена в образовательный стандарт.
- Принцип актуальности практически реализуется при использовании материалов СМИ. Обращение к новостям науки, анализу текущих событий в мире с точки зрения изучаемого предмета позволяет избежать искусственности знаний, что существенно влияет на рост мотивации при работе над ними.
- Принцип учета возрастных особенностей обучающихся. Предлагаемое задание должно быть интересно школьнику, а не вызывать скуку, описывая надуманную ситуацию.
Наибольшее количество представленных в современной методической литературе контекстных задач основаны на двух подходах: историческом и практико-ориентированном. «Практика показывает, что больший интерес у обучающихся вызывают вопросы, связанные с применением химических соединений в будущей профессиональной деятельности, с влиянием химически произведенных веществ на здоровье и физиологию человека, на качество пищи, возникновение экологических проблем».[2]
В качестве примера оценим диагностируемые умения при выполнении контекстного задания по теме «Азот».
Азот
Один из самых распространенных элементов на Земле. Основной компонент воздуха (78,09% объема), разделением которого получают промышленный азот, (более ¾ идёт на синтез аммиака). Азот – один из основных биогенных элементов, входящих в состав белков и нуклеиновых кислот.
Азот в промышленности получают фракционной перегонкой жидкого воздуха.
Азот можно получить разложением азидов металлов в соответствии со схемой: NaN3 → Na + N2↑. Эта соли используется в подушках безопасности, цель которых – замедлить движение пассажира вперед за очень короткий промежуток времени.
Жидкий азот применяется как хладагент и для криотерапии.
Промышленные применения газообразного азота обусловлены его инертными свойствами. Газообразный азот пожаро- и взрывобезопасен, препятствует окислению, гниению.
Ввиду прочности тройной связи в молекуле, азот химически весьма инертен, однако реагирует с литием при комнатной температуре. В электрическом разряде реагирует с кислородом, образуя оксид азота(II).
Важной областью применения азота является его использование для дальнейшего синтеза самых разнообразных соединений, содержащих азот, таких, как аммиак, азотные удобрения, взрывчатые вещества, красители и т. п.
Литр жидкого азота, испаряясь и нагреваясь до 20 °C, образует примерно 700 литров газа. На этом факте основан принцип тушения пожаров жидким азотом. Испаряясь, азот вытесняет кислород, необходимый для горения, и пожар прекращается.
Формулировки заданий | Характер диагностируемых умений |
1. Напишите молекулярную формулу азота. | Предметные результаты: составлять формулы веществ; составлять схемы образования химической связи;
составлять структурные формулы; определять вид химической связи и валентность атомов. Метапредметные результаты: использовать знаковое моделирование. |
2. Составьте схему образования молекулы азота. | |
3. Напишите структурную формулу азота. | |
4. Укажите вид химической связи и валентность атомов в молекуле азота. | |
5. В чем причина химической инертности азота? | Предметные результаты: характеризовать химические свойства веществ.
Метапредметные результаты: использовать различные источники для получения информации, смысловой чтение |
6. Химическим или физическим является способ получения азота в промышленности? Ответ обоснуйте. | Предметные результаты: характеризовать способы получения веществ, отличать физические и химические явления.
Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы. |
7. Почему газообразный азот пожаро- и взрывобезопасен | Предметные результаты: способность анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией.
Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы |
8. Обоснуйте утверждение, что азотное пожаротушение – самый эффективный с точки зрения сохранности ценностей механизм тушения пожаров | Предметные результаты: оценивать возможность веществ к химическому взаимодействию.
Метапредметные результаты: смысловое чтение; умение строить логическое умозаключение и делать выводы; использовать естественно-научные знания для разрешения реальных жизненных проблем на основе оценки ситуации. |
9. С каким веществом азот реагирует при обычных условиях? Составьте уравнение реакции. Укажите роль азота (окислитель или восстановитель) в этом процессе | Предметные результаты: составлять уравнения химических реакций, определять окислитель и восстановитель.
Метапредметные результаты: смысловое чтение. |
10. Напишите уравнение реакции, которое отражает наибольшие объемы применения азота в химической промышленности. Дайте классификационную характеристику этой реакции по признакам «число и состав исходных веществ и продуктов реакции», «тепловой эффект», «наличие катализатора», «изменение степеней окисления атомов».
|
Предметные результаты: составлять уравнения химических реакций;
классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, по тепловому эффекту, по наличию катализатора, по изменению степеней окисления атомов Метапредметные результаты: использовать различные источники для получения химической информации. |
11. Напишите уравнение реакции азота с кислородом. Дайте классификационную характеристику этой реакции по признакам «число и состав исходных веществ и продуктов реакции», «тепловой эффект», «наличие катализатора», «изменение степеней окисления атомов». Укажите роль азота (окислитель или восстановитель) в этом процессе | Предметные результаты: составлять уравнения химических реакций, определять окислитель и восстановитель.
Метапредметные результаты: знаковое моделирование, классификация. |
12. Подушка безопасности объемом 112 л (н.у.) наполняется за сотые доли секунды. Рассчитайте массу азида натрия, необходимого для заполнения подушки. | Предметные результаты: проводить простейшие расчеты по уравнениям химических реакций.
Метапредметные результаты: знаковое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений. |
13. Составьте один вопрос по тексту | Предметные результаты: характеризовать состав, строение, свойства и применение веществ.
Метапредметные результаты: смысловое чтение, формулировать вопрос, учебную задачу |
14. Составьте кластер «Азот» | Предметные результаты: характеризовать состав, строение, свойства и применение веществ.
Метапредметные результаты: личное отношение к теме, следование определенным правилам составления кластера, строить сообщения в письменной форме, формулировать личное мнение |
Таким образом, контекстные задачи способствуют формированию у школьников умений решения реальных практическим проблем и функциональных умений, открывают широкие возможности для оценивания уровня развития творческого потенциала личности.
Литература
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие.- М.: Высшая школа, 1991.- 207 с..
- Двуличанская Н.Н. Дидактическая система формирования профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе естественно-научной подготовки: Дис. … докт.пед.наук. – М., 2011.