Контекстные задачи как средство достижения требований ФГОС ООО

Сазонов Василий Викторович, учитель химии МКОУ СОШ
д. Васькино, Нижнесергинский МР

Контекстные задачи как средство достижения требований ФГОС ООО

Концепция контекстного обучения разработана А. А. Вербицким в 1991 году. Сущность контекстного обучения определяется как организация такой деятельности, которая требует приобретения новых знаний и их последующего применения, объясняет и оправдывает усилия, затраченные на их усвоение.[1] Одним из средств контекстного обучения,  которые будут наиболее эффективны в условиях освоения требований ФГОС,  являются контекстные задачи.   Контекстная задача  – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация,  коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное,  данное);  требованием (неизвестным)  задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.

Уровневая дифференциация содержания контекстных задач позволяет ставить посильные учебные задачи перед каждым ребенком, создавать активный интеллектуальный фон уроков, полноценно реализовать в преподавании принципы научности, практической направленности, историзма, междисциплинарного подхода.

При разработке контекстных задач необходимо учитывать несколько принципов.

  1. Принцип доступности подразумевает, что для выполнения таких заданий не требуется фактических знаний за пределами программного материала. Необходимо оценить уровень развития ключевых компетентностей школьников на основе той знаниевой базы, которая заложена в образовательный стандарт.
  2. Принцип актуальности практически реализуется при использовании материалов СМИ. Обращение к новостям науки, анализу текущих событий в мире с точки зрения изучаемого предмета позволяет избежать искусственности знаний, что существенно влияет на рост мотивации при работе над ними.
  3. Принцип учета возрастных особенностей обучающихся. Предлагаемое задание должно быть интересно школьнику, а не вызывать скуку, описывая надуманную ситуацию.

Наибольшее количество представленных в современной методической литературе контекстных задач основаны на двух подходах: историческом и практико-ориентированном. «Практика показывает, что больший интерес у обучающихся вызывают вопросы, связанные с применением химических соединений в будущей профессиональной деятельности, с влиянием химически произведенных веществ на здоровье и физиологию человека, на качество пищи, возникновение экологических проблем».[2]

В качестве примера оценим диагностируемые умения при выполнении контекстного задания по теме «Азот».

Азот

Один из самых распространенных элементов на Земле. Основной компонент воздуха (78,09% объема), разделением которого получают промышленный азот, (более ¾ идёт на синтез аммиака). Азот – один из основных биогенных элементов, входящих в состав белков и нуклеиновых кислот.

Азот в промышленности получают фракционной перегонкой жидкого воздуха.

Азот можно получить разложением азидов металлов в соответствии со схемой: NaN3 → Na + N2↑. Эта соли используется в подушках безопасности, цель которых – замедлить движение пассажира вперед за очень короткий промежуток времени.

Жидкий азот применяется как хладагент и для криотерапии.

Промышленные применения газообразного азота обусловлены его инертными свойствами. Газообразный азот пожаро- и взрывобезопасен, препятствует окислению, гниению.

Ввиду прочности тройной связи в молекуле, азот химически весьма инертен, однако реагирует с литием при комнатной температуре. В электрическом разряде реагирует с кислородом, образуя оксид азота(II).

Важной областью применения азота является его использование для дальнейшего синтеза самых разнообразных соединений, содержащих азот, таких, как аммиак, азотные удобрения, взрывчатые вещества, красители и т. п.

Литр жидкого азота, испаряясь и нагреваясь до 20 °C, образует примерно 700 литров газа. На этом факте основан принцип тушения пожаров жидким азотом. Испаряясь, азот вытесняет кислород, необходимый для горения, и пожар прекращается.

Формулировки заданий Характер диагностируемых умений
1. Напишите молекулярную формулу азота. Предметные результаты: составлять формулы веществ; составлять схемы образования химической связи;

составлять структурные формулы;

определять вид химической связи и валентность атомов.

Метапредметные результаты:

использовать знаковое моделирование.

2. Составьте схему образования молекулы азота.
3. Напишите структурную формулу азота.
4. Укажите вид химической связи и валентность атомов в молекуле азота.
5. В чем причина химической инертности азота? Предметные результаты: характеризовать химические свойства веществ.

Метапредметные результаты: использовать различные источники для получения информации, смысловой чтение

6. Химическим или физическим является способ получения азота в промышленности? Ответ обоснуйте. Предметные результаты: характеризовать способы получения веществ, отличать физические и химические явления.

Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы.

7. Почему газообразный азот пожаро- и взрывобезопасен Предметные результаты: способность анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией.

Метапредметные результаты: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы

8. Обоснуйте утверждение, что азотное пожаротушение – самый эффективный с точки зрения сохранности ценностей механизм тушения пожаров Предметные результаты: оценивать возможность веществ к химическому взаимодействию.

Метапредметные результаты:

смысловое чтение; умение строить логическое умозаключение и делать выводы; использовать естественно-научные знания для разрешения реальных жизненных проблем на основе оценки ситуации.

9. С каким веществом азот реагирует при обычных условиях? Составьте уравнение реакции. Укажите роль азота (окислитель или восстановитель) в этом процессе Предметные результаты: составлять уравнения химических реакций, определять окислитель и восстановитель.

Метапредметные результаты: смысловое чтение.

10. Напишите уравнение реакции, которое отражает наибольшие объемы применения азота в химической промышленности. Дайте классификационную характеристику этой реакции по признакам «число и состав исходных веществ и продуктов реакции», «тепловой эффект», «наличие катализатора», «изменение степеней окисления атомов».

 

Предметные результаты: составлять уравнения химических реакций;

классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции, по тепловому эффекту, по наличию катализатора, по изменению степеней окисления атомов

Метапредметные результаты: использовать различные источники для получения химической информации.

11. Напишите уравнение реакции азота с кислородом. Дайте классификационную характеристику этой реакции по признакам «число и состав исходных веществ и продуктов реакции», «тепловой эффект», «наличие катализатора», «изменение степеней окисления атомов». Укажите роль азота (окислитель или восстановитель) в этом процессе Предметные результаты: составлять уравнения химических реакций, определять окислитель и восстановитель.

Метапредметные результаты: знаковое моделирование, классификация.

12. Подушка безопасности объемом 112 л (н.у.) наполняется за сотые доли секунды. Рассчитайте массу азида натрия, необходимого для заполнения подушки. Предметные результаты: проводить простейшие расчеты по уравнениям химических реакций.

Метапредметные результаты: знаковое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, установление причинно-следственных связей,  построение логической цепи рассуждений.

13. Составьте один вопрос по тексту Предметные результаты: характеризовать состав, строение, свойства и применение веществ.

Метапредметные результаты: смысловое чтение,  формулировать вопрос, учебную задачу

14. Составьте кластер «Азот» Предметные результаты: характеризовать состав, строение, свойства и применение веществ.

Метапредметные результаты: личное отношение к теме, следование определенным правилам составления кластера, строить сообщения в письменной форме, формулировать личное мнение

Таким образом, контекстные задачи способствуют формированию у школьников умений решения реальных практическим проблем и функциональных умений, открывают широкие возможности для оценивания уровня развития творческого потенциала личности.

 

Литература

  1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие.- М.: Высшая школа, 1991.- 207 с..
  2. Двуличанская Н.Н. Дидактическая система формирования профессиональной компетентности студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе естественно-научной подготовки: Дис. … докт.пед.наук. – М., 2011.
Запись опубликована в рубрике Вторая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *