Профессиональная компетентность учителя химии при обеспечении условий, подтверждающих образовательный ценз учащихся на ЕГЭ

Иванова  Л. В., учитель химии
МБОУ СОШ №11  г. Первоуральск

Профессиональная компетентность учителя химии при обеспечении условий, подтверждающих образовательный ценз учащихся на ЕГЭ

Внешняя экспертиза выпускников школы в форме ЕГЭ является завершающим этапом системы оценки качества образования.

Какие стороны профессиональной компетентности учителя можно проанализировать  на основании результатов ЕГЭ? Ответ на этот вопрос можно найти в нормативных документах, регламентирующих процессы аттестации педагогов и определяющих квалификационные требования к профессии, среди которых выделим следующие:

— требование к должности – «учитель обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов)» (Единый квалификационный  справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010г. № 761-н);

— требования к первой и высшей квалификационной категориям — наличие «стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662» (Порядок аттестации педагогических работников, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276).

При подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ я работаю по следующим направлениям:

  1. Психолого-педагогическое просвещение всех участников государственной итоговой аттестации состоит в предоставлении информации о цели, задачах, принципах, требованиях, правилах и сроках проведения.
  2. Психолого-педагогическая подготовка всех участников ГИА и ЕГЭ, заключающаяся в работе с учениками и их родителями, состоящей из формирования положительного отношения всех участников экзамена, разрешения прогнозируемых трудностей, формирования и развития определенных знаний, умений и навыков, необходимых для ЕГЭ и ГИА.
  3. Подготовка учащихся к тестированию связана с развитием у учащихся умения работать с различными видами тестовых заданий, а у учителя умения разрабатывать и использовать тесты школьных достижений в учебном процессе.

Нужно помнить, что на результаты ЕГЭ влияют:

— уровень предметной подготовки;

— уровень тестовой культуры выпускника;

— психологическая готовность демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке.

Одним из условий успешной сдачи выпускником ГИА является методически грамотно организуемый учителем химии процесс обобщения в ходе подготовки к ЕГЭ. Поэтому  на уроках и факультативных занятиях применяю опорные конспекты как один из способов реализации принципа системности и систематичности при изучении химии. Вариативное систематическое повторение позволяет раскрыть учебный материал с разных сторон, держа в памяти всю его целостность и внутреннюю стройность. При этом должны быть как вербально, так и визуально выделены главные и вспомогательные информационные единицы схемы.

В хорошей символической схеме учебный материал «упакован» так, что в устном его озвучивании можно многократно варьировать отдельными частями схемы.

На мой взгляд использование таких видов синтетических опор, блоки-схемы, матрично-табличные опоры, синтетические опорные конспекты, повышают эффект обучения.

опроный конспект алканы

Еще одним условием, обеспечивающим успешную подготовку к ЕГЭ, является адекватная оценка знаний, умений и навыков учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностям в течение всего учебного периода.

Для  анализа результатов тренировочных тестирований у каждого выпускника есть диагностическая карта по подготовке к ЕГЭ по химии, в которой отмечаются затруднения в освоении отдельных элементов содержания курса химии, что является важным основанием для совершенствования учебного процесса.

Еще одним условием является не «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности, а организация системной продуманной работы в течение всех лет обучения предмету; проведение практикумов, целью которых является прогнозирование и предупреждение возможных ошибок учащихся, определение методических приемов по предупреждению этих ошибок (групповая работа учащихся).

Анализируя «плюсы» и «минусы» государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, я пришла к выводу, что   следует  вводить тестовые технологии в  обучение с 8 класса, что позволяет:

  • ограничивать время выполнения вопросов теста (поминутно);
  • обращать внимания учащихся на уровень сложности заданий (разноуровневость);
  • учить находить выход в ситуации «сложного вопроса», пропуская задание и возвратиться к нему позже;
  • в некоторых случаях искать правильный вариант ответа «методом исключения»

Тем самым можно не только оценить процент усвоения материала учащимся, но и отработать  навыки работы с тестовыми заданиями, что, безусловно, может реально повысить балл в ходе сдачи экзамена.

Профессиональная компетентность учителя должна быть достаточной для того, чтобы  помогать учащимся прогнозировать свои достижения и предупреждать провалы в ходе освоения образовательной программы.   Поэтому я сама выполняю экзаменационные работы ЕГЭ по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей, провожу анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий, чтобы  наметить пути их устранения.  Также для повышения  профессиональной компетентности участвую в работе городского методического объединения, где происходит обмен опытом педагогов, обеспечивающих высокие показатели качества образования.

Так вышеперечисленные условия помогают мне обеспечивать подтверждения учащимися хороших результатов на ЕГЭ по химии.

Анализ результатов ЕГЭ моих воспитанников за последние три года показывает, что средний балл учащихся увеличивается, процент учащихся, набравших балл ниже минимального, уменьшается, что свидетельствует о повышении качества выполнения экзаменационных работ.

 

Таким образом, профессиональная компетентность учителя в обеспечении условий качественного образования определяется готовностью самого педагога, которая основывается на понимании значимости поставленной̆ задачи, уровне собственных знаний и готовности их пополнять в процессе курсовой̆ подготовки и самоподготовки, использовании наиболее продуктивных приемов подготовки учащихся.

Запись опубликована в рубрике Вторая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *