Теплоухова Наталья Леонидовна, учитель химии МАОУ СОШ № 1
г. Первоуральск
Наглядно о решении задач по химии
Ни для кого не секрет, что для большинства обучающихся решение расчетных задач по химии представляют немалые трудности. А, не освоив первый этап решения задач, связанных с ключевым понятием «моль», учащийся в дальнейшем не может осознанно решать и более сложные задачи. По сравнению, например, с физикой в химии не так уж и много величин, требуемых для решения задач. Поэтому учителю требуется приложить максимальные усилия на начальном этапе решения задач, так как от этого будет зависеть их дальнейший успех.
Приведенный ниже «химический человечек» когда-то помог мне в разрешении этой проблемы. Приведу пример из практики. На уроке с вводным контролем была предложена задача в два действия, с которой справилось только 20 % обучающихся, а после знакомства с «химическим человечком» с задачей такой же сложности в выходном контроле справилось уже 85 % обучающихся. Будет замечательно, если такая схема окажется у каждого учащегося в тетради.
Думаю, что учитель сам может оценить структуру и достоинства «химического человечка» и разработает свои методы его использования на уроках.
Например, задача.
Масса 10 % раствора фтороводорода равна 400 г. Найдите объем растворенного фтороводорода (н. у.).
Дано: Найти:
m (р-ра) = 400 г V(HF) = ?
Ѡ = 0,1
Решение:
Данный раствор – это смесь растворенного газа (фтороводорода) и растворителя воды, поэтому m(смеси) = 400 г. Двигаемся по схеме от m(смеси) через m и ῦ к V(HF).
m = m(смеси) * Ѡ = 400 * 0,1 = 40 г
ῦ = m / M (HF) = 40 / 20 = 2 моль
где M (HF) = 1 + 19 = 20 г/моль
V(HF) = ῦ * 22,4 = 2 * 22,4 = 44,8 л.
Ответ: Объем растворенного фтороводорода равен 44, 8 л.
Аналогичную схему-алгоритм мы с учащимися записываем и при решении задач с использованием химического уравнения.
И как показал опыт, обучающиеся, используя данные схемы, уже перестают испытывать трудности, с которыми сталкивались при решении расчетных задач.
Таким образом, обучающийся, являясь субъектом образовательного процесса, становится активным его участником, а учитель – организатором познавательной деятельности обучающегося. Самостоятельно найденный ответ – это маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, победа, придающая уверенность в своих возможностях, победа, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Обучающийся самоутверждается как личность. Возникает интерес к предмету и, что более ценно, к самому процессу познания. Появляется познавательный интерес.