Буркова Лиана Аркадьевна,
МБОУ СОШ №7
г. Первоуральск
Реализизация системно-деятельностного подхода средствами предмета «Химия»
Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия.
Майкл Фарадей
Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности.[1] В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения.
Использование таких технологий позволяет не только вооружить учащегося знаниями, а сформировать у него умения действовать компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.[2] Основная задача педагога: организация и создание условий, инициирующих действия учащихся. Специфика предмета «Химия» позволяет выделить много способов достижения этой цели, лишь некоторые из них:
- Использование различных форм химического эксперимента (иллюстративного, исследовательского, проблемного)[3] для осмысления и выполнения учебных ситуаций;
- Эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Подробнее расскажу об использовании химического эксперимента в реализации системно-деятельностного подхода при изучении темы «Металлы» в 9 классе.
Эксперимент дает возможность не только устанавливать новые факты, но и исправлять ошибки в знаниях учащихся, уточнять и корректировать понимание ими отдельных вопросов курса химии, а также подводить их к выводам обобщающего характера. Тема «Металлы» одна из тех тем, где эксперимент присутствует почти на каждом уроке. Практическим наполнением содержания могут быть опыты по взаимодействию металлов с водой, с неметаллами, растворами солей и щелочей, опыты по коррозии и защите металлов от коррозии, качественные реакции на ионы металлов, демонстрации физических свойств металлов, получению металлов и другие.
В формировании экспериментальных умений и получении новых знаний широко используются лабораторные опыты, которые учащиеся проводят на уроке самостоятельно или по прилагаемой инструкции, так как они просты в исполнении, но одновременно с этим сильно влияют на эмоциональную сферу учащихся. К ним, прежде всего, следует отнести экспериментальные задачи на распознавание солей металлов, выяснение реакционной способности металлов при взаимодействии их с растворами разбавленных кислот, солей и щелочей и другие. Во время опыта, который проводится по определенному плану, учащиеся наблюдают, анализируют полученные данные, объясняют их с теоретической точки зрения и делают вывод.
Экспериментальные домашние задания являются продолжением лабораторных опытов, выполненных в классе. Учащимся предлагается расширить область изучаемых явлений или продемонстрировать свое маленькое изобретение (выяснить состав лекарственных препаратов в домашней аптечке, на предмет содержания в них ионов различных металлов, определить наличие воды в бензине или масле) и включиться в проектную деятельность.
Практическая работа является одновременно сочетанием элементов обобщения и контроля знаний. Во время таких занятий учащиеся глубоко вникают в сущность проводимых опытов, задумываются над их результатами и пытаются ответить на вопросы, неизбежно возникающие в ходе их постановки. Важно чтобы эксперимент не приобрел развлекательный характер, учащимся с самого начала должна быть ясна цель проводимых опытов: доказательство истинности теоретического положения, подтверждение или опровержение рабочей гипотезы.
С целью расширить объем экспериментальной информации, для качественного и полного обобщения материала, в практических работах содержание эксперимента несколько отличается от демонстрационного эксперимента, используемого при изучении нового материала. На мой взгляд, это дополнительно позволяет прийти к более высокому уровню усвоения знаний: учащиеся могут применить свои знания не только в стандартной ситуации, но и в сходной, знакомой, а некоторые учащиеся могут выйти и на более продвинутый уровень – творческое применение знаний для решения не только учебных ситуаций.
Основной объём проблемного и исследовательского эксперимента приходится на факультативные занятия, факультатив посещают наиболее продвинутые ученики, которые быстро и порой оригинально справляются с заданиями и желают проявить себя в решении более сложных проблемных ситуаций. Проблемный эксперимент может носить как коллективный характер, так и индивидуальный. Но в том и другом случае учащиеся приобретают навыки исследовательской деятельности: самостоятельно выдвигать гипотезы, составлять план исследования, проводить обработку полученных результатов и формулировать выводы. Эти умения позволяют учащимся включиться в проектную деятельность в рамках школьного научного общества. При концентрическом построении изучаемого материала учащиеся сначала получают упрощенное представление о некоторых химических явлениях. Перенос этих упрощенных представлений на более сложные объекты приводит к ошибкам (взаимодействие металлов с азотной кислотой и концентрированной серной кислотой, взаимодействие активных металлов с растворами солей, и др.) Устранить недоразумения можно на факультативе. Темы учебных занятий и факультатива связаны между собой, их отличает только уровень сложности материала, это позволяет использовать проблемный эксперимент (во-первых, содержание опытов должно опираться на известные учащимся явления и закономерности и создавать посильную проблемную ситуацию, т.е. ученик должен находиться в зоне ближайшего развития; во-вторых, проведению этих экспериментов должен предшествовать показ других опытов, подводящих к пониманию проблемы на основе имеющихся знаний; в-третьих, опыты, с помощью которых ставится проблема, должны вызывать интерес, возбуждать любознательность.) Зачастую темы занятий факультатива имеют продолжение в проектных работах учащихся.
№ | Темы учебных занятий | Экспериментальная составляющая содержания факультативного занятия |
1 | Положение металлов в периодической системе Д. И. Менделеева, строение их атомов. Физические свойства металлов. | Использование физических свойств металлов в повседневной жизни. |
2-3 | Химические свойства металлов. | Взаимодействие металлов с растворами кислот и щелочей |
4 | Получение металлов. | Электролиз водных растворов солей
|
5-6 | Сплавы. Коррозия металлов. | |
7-8 | Щелочные металлы. Соединения щелочных металлов. | Взаимодействие щелочных металлов с растворами солей |
9-10 | Щелочноземельные металлы. Соединения щелочноземельных металлов. | Взаимодействие щелочноземельных металлов с продуктами гидролиза солей, взаимодействие магния с раствором хлорида магния. |
11-12 | Алюминий. Соединения алюминия. | Изучение состава оксидной пленки алюминия и способы её разрушения |
13-14 | Железо. Соединения железа (II) и (III). | Взаимодействие солей железа с различными металлами, участие в ОВР. |
15-16 | Пр № 1. «Осуществление химических превращений соединений металлов».
П р № 2. «Получение и свойства соединений металлов». |
Взаимодействие солей меди с металлами и некоторыми солями
Реакции оксида меди с различными солями. |
17 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». | Получение комплексных соединений, изучение их свойств. |
18 | К р № 1 по теме «Металлы». |
Средствами предмета «Химия» можно создать условия, инициирующие действия учащихся, по значительному приращению знаний, их конкретизации, уточнению, упорядочению. Это подтверждается достижениями учащихся в конкурсах, интеллектуальных и творческих соревнованиях, а также результатами академической успеваемости. Тем самым достигается удовлетворение их познавательных и развитие индивидуальных интересов, что в целом способствует повышению профессиональной компетенции.
Литература
- Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. : Первое сентября, 2010.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – (Стандарты второго поколения).
- Сурин Ю.В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента //Химия в школе.-№10, 2007.