Современные средства обучения как один из инструментов реализации требований ФГОС ООО на уроке химии

Быкова Зоя Николаевна,
МБОУ «Лицей № 21»
г. Первоуральск

Современные средства обучения как один из инструментов реализации требований ФГОС ООО на уроке химии

Современный урок насколько он отличается от предшествующих? Требования ФГОС ООО предполагают не только освоение учащимися предметными результатами, но и достижение метапредметных и личностных результатов. Использование широкого спектра современных средств обучения (как традиционных, так и функционирующих на базе цифровых технологий) дает возможность продуктивно использовать учебное время урока и добиваться высоких результатов обученности учащихся.

Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Кроме компьютеров, которые дают возможность смоделировать многие процессы и тем самым позволяет на практике реализовать знания учащихся, это: цифровые проекторы — для отображения компьютерной информации и видео; интерактивные доски — возможность прямо на доске изменять демонстрационные электронные материалы, цифровые лаборатории по естественным наукам — возможность организовать большое число исследовательских работ, и т.д

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению позволяет творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развитие мыслительные способности.

Так вроде знакомая практическая работа «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества» на уроке в соответствии с требованиями ФГОС – может стать   исследованием.

Ведь учащимся необходимо определить концентрацию выданного раствора соли. А для этого им необходимо спланировать свою деятельность (на основе имеющихся знаний и умений, приобретенных как на уроке, так и во внеурочной деятельности). Работа в группе позволяет им развивать умение сотрудничать, выслушивать мнение, договариваться, оценивать себя и действия других. Так как же определить концентрацию? Приготовить два раствора, измерить их электропроводность (с помощью датчика), построить график, измерить электропроводность исследуемого раствора и наконец, определить неизвестную концентрацию.

В ходе этого занятия учащиеся мы не только реализуем метапредметные результаты, но и привлекаем знания из других областей, формируя целостность восприятия окружающего мира.

Работа с цифровыми лабораториями готовит учащихся к использованию современных измерительных приборов, помогает осознанно и критически подходить к оценке отображаемых значений физических величин, приучает к аккуратности и точности. Появившийся интерес позволяет во внеурочной деятельности проводить исследования, тем самым формируется мотивация учащихся к профильным предметам, к дальнейшему самоопределению.

А всем знакомая проверка знаний, которая должна происходить в течении всего времени урока, но времени порой катастрофически не хватает. На помощь приходит система голосования. Она применяется на разных этапах урока:

В начале урока для

— проведение вводного контроля, который позволяет сделать предварительную оценку о готовности класса к восприятию нового материала, а в соответствии с этим скорректировать работу по изучению нового материала.

— быстрого включения учащихся в учебный процесс

— проверки домашнего задания

В середине урока:

— можно на отдельных этапах давать небольшие задания, чтобы понять, как происходит усвоение материала

— позволяет работать над формированием общеучебных и метапредметных умений и навыков.

— возможность отображения результатов обучения для аудитории способствует формированию эффекта «удержания зала» и поддержанию контакта «учитель — ученик»

— при проведении систематического мониторинга по теме позволяет выяснить динамику усвоения материала, как каждого ученика, так и класса в целом.

В конце урока:

— проведения первичной проверки усвоения новой темы

— итоговой проверки знаний учащихся

Получение мгновенных результатов сразу после проведения тестирования, позволяет выделять время на обсуждение результатов, а, следовательно, и работы над ошибками.

Возможность организовать доступ в Интернет позволяет в пределах урока организовать проектную деятельность (например, создание информационных проектов или преобразование информации).

Использование интерактивной доски совместно с web-камерой также эффективно во время проведения небольших лабораторных работ, когда есть возможность учащимся продемонстрировать результат, представить его и обсудить, если у кого-то он отличается. Тем самым формируется и коммуникативные умения, происходит процесс анализа работы, умение находить причины погрешностей и отличий, тем самым развивается критическое мышление.

Применение современных средств обучения придаёт урокам химии особую привлекательность, является одним из способов развития познавательных и творческих интересов учащихся к химии как к науке, а также способствует активизации мыслительной деятельности учащихся.

Способность мыслить критически, развитые интеллектуальные качества помогают учащимся адаптироваться в новой среде, проявлять активность в познании окружающего мира.  А, следовательно, используемые средства обучения способствуют реализаций требований ФГОС.

 

Литература

«Использование цифровых лабораторий при обучении химии в средней школе»/ П.И. Беспалов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. -229 с.

Журин А.А. , Заграничная Н.А. «Химия: метапредметные результаты обучения. 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2014.-208 с.

Запись опубликована в рубрике Первая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *