Методическая разработка интегрированного урока (химия+география)

Деева Юлия Анатольевна,
МБОУ СОШ №9 п. Буланаш, Артемовский район

Методическая разработка интегрированного урока (химия+география)

Представленный  на  рассмотрение  интегрированный  урок  по  теме «Состав, переработка нефти  и  экологические  проблемы, связанные  с  ней»  играет  роль  итогового  урока  после  изучения  темы «Углеводороды». В  ходе  занятия  учащиеся  осмыслят,  в  чём  практическое  применение  ранее  изученного  материала.

Урок  предполагает  систематизацию  большого  объёма  знаний, объединённых  одной  достаточно  крупной  проблемой (проблема  экологической  безопасности).

Лабораторный  опыт  по  изучению  физических  свойств  нефти  и  бензина  позволит  включить  в  познавательный  процесс  все  рецепторы:  не  только  слуховые,  но  и  зрительные,  обоняние  и  т.д.

В  целях  соблюдения  санитарно-гигиенических  норм  проведения  урока  предлагается  физминутка – несимметрическая  гимнастика,  которая  улучшает  координацию  движения, снимает  скованность, усталость, нервное  напряжение.   Профориентация,  проводимая  на  уроке – ещё  один  важный  аспект  данного  урока (указываются ВУЗы, специальности  нефтехимического  профиля).

Первичное  закрепление  плавно  подытожит  урок. Выводы  по  уроку  направлены  на  формирование  экономического  мышления  старшеклассников:  ведь  нефтяная промышленность – одна  их  основных  плательщиков  налогов  в  государственный  бюджет.

Рефлексивный тест  в  заключение урока  позволит  учащимся  адекватно  оценить  своё  психологическое  состояние,  задать  позитивный  настрой  в  целом  на  дальнейшее  продвижение  в  образовательном  процессе.

Цели урока:

  • Познакомить с составом нефти и способами ее переработки.
  • Рассмотреть основные международные грузопотоки нефти, определить страны, которые остаются ведущими экспортерами нефти.
  • Перспективы развития нефтеперерабатывающей промышленности. Познакомить с экологическими проблемами, связанными с переработкой нефти.
  • Проверить и оценить умение работать с дополнительными источниками географической  информации, делать на основе их анализа обобщения и выводы.

Ход урока.

Учитель химии.

Опрос домашнего задания: 5 мин. на тест, после-взаимопроверка в парах.

Химия                                                                              

  1. Вещество, формула которого С6Н6 , относится к классу:

А) алканов    Б) алкенов       В) ароматических  углеводородов.

  1. Физические  свойства  бензола:

А) бесцветная  жидкость, не  растворимая  в  воде

Б) газ  со  специфическим  запахом

В) твёрдое  нелетучее  вещество

  1. В реакции  с  бромной  водой  бензол:

А) не обесцвечивает  бромную  воду

       Б) обесцвечивает  бромную  воду

В) выпадает  в  осадок

 

География

  1. Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится
Природные ресурсы Виды природных ресурсов
1)каменный уголь

2)лесные

3)энергия Солнца

А) неисчерпаемые

Б) исчерпаемые возобновимые

В) исчерпаемые невозобновимые

  1. Большая часть мировых запасов природного газа сосредоточена в:

А) Северном полушарии       Б) Южном полушарии

  1. В настоящее время наиболее интенсивно используют ресурсы Мирового Океана:

А) водные                   Б) биологические

В) минеральные        Г) энергетические

Записать в тетради тему урока. Прочитать цели урока.

Учитель географии: Мы рождаемся и живем в мире продуктов и вещей, полученных из нефти. В истории человечества были каменный и железный периоды. Как знать может быть историки назовут нефтяным или пластмассовым наш период. Нефть – является наиболее титулованным видом полезных ископаемых. Ее величают и «королевой энергетики» и «царицей плодородия». А ее королевский сан в органической химии – «черное золото». Нефть создала новую отрасль промышленности – нефтехимию, она же породила ряд экологических проблем.

Сообщение ученика «Роль нефти в современном мире».

Учитель географии: Рассмотрите карту  минеральных  ресурсов мира.  Назовите  регионы  и  названия  бассейнов  нефтегазоносных.

Учитель химии.  Информация о теориях происхождения

Лабораторный опыт№1   Физические свойства нефти.

Ход работы:

  1. Рассматриваем пробирку с нефтью (маслянистая жидкость, темно-бурого цвета, почти черного с характерным запахом.)
    Нефть не напоминает по запаху бензин, с чем ассоциируется представление о ней. Аромат нефти придают сопутствующий сероуглерод, остатки растительных и животных организмов.
  2. Растворяем нефть в воде (не растворяется, на поверхности образуется пленка). Плотность пленки меньше воды, поэтому она находится на поверхности.

Учитель географии: О влиянии нефти (продолжение Л.о. обмакивание пера в стакан с водой на поверхности которой пленка из нефти).

Записать  в  тетрадь:  Нефть – горючая  маслянистая  жидкость  тёмно-бурого  цвета  с  характерным  запахом.

Учитель химии: Нефть природная смесь углеводородов различной молекулярной массы, содержащих от 5 до 50 атомов углерода. В состав нефти входят следующие классы органических соединений: алканы,  циклопарафины, ароматические углеводороды.

Учитель  химии:  Можно  ли  выразить  состав  нефти  одной  формулой?

Учитель географии:  Распределение основных запасов нефти в мире.

Учитель химии:  Нефть  добывают  на  суше и на море, а  перерабатывают нефть на нефтеперерабатывающих заводах.

Способы переработки нефти:

  1. Физический метод (первичная переработка самой нефти)
  2. Химический метод (вторичная  переработка, т. к. перерабатывается не сама нефть, а фракции, полученные в процессе первичной переработки)
Фракции Состав фракции t кипения Применение

Профориентация: Специальности  нефтепереработки:

УрФУ: 240403 ХТПЭ — химическая технология природных энергоносителей

УГГУ: 130304.65  ГН – геология нефти  и  газа.

Учитель географии:   Топливная промышленность в мировом хозяйстве.

Работа  с  контурной  картой.       Закрепляя предложенный материал, выполните задание №2:( используя стр.127, рис. 25)на контурных картах. Отметьте основные грузопотоки нефти.

Учитель химии: Нефть используется в мировом  хозяйстве, не только как энергоресурс, но и широко применяется в химической промышленности.

Работа  с  раздаточным  материалом: учебный текст «Бензин» (Приложение

  Учитель географии: Продукты переработки нефти широко используются, но они создали большие экологические проблемы.

Сообщение ученика: «Нефтяная чума».

Выводы по уроку:

  • «Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями» Д.И. Менделеев
  • Жизнь немыслима без продуктов нефтепереработки, но они экологически небезопасны
  • Необходим поиск новых безопасных видов топлива

Рефлексия

Закройте на минуту глаза, расслабьтесь и обдумайте, что делали на уроке. Листочки не подписывайте, в случае согласия с утверждением поставьте около него знак «+», несогласия «-»

Рефлексивный тест

  • Я узнал(а) много нового.
  • Мне это пригодится в жизни.
  • На занятии было над чем подумать.
  • На все возникшие у меня в ходе занятия вопросы я получил(а) ответы.
  • На занятии я поработал(а) добросовестно и цели достиг(ла).

 

Приложение

Бензин  представляет  собой  смесь  летучих  углеводородов.  В  автомобильном  двигателе  смесь  паров  бензина  и  воздуха  зажигается  искрой  от  запальной  свечи  в  тот  момент,  когда  смесь  газов  внутри  цилиндра  сжата  поршнем.  При  сгорании  бензина  происходит  сильное  и  плавное  расширение  газа  в  цилиндре,  заставляющее  поршень  перемещаться  в  цилиндре  и  приводить  в  движение  коленчатый  вал  двигателя.  Если  горение  газа  происходит  слишком  быстро (горючая  смесь  детонирует), поршень  получает  резкий  толчок  вместо  мощного  плавного  наращивания  усилия.  В  результате  в  двигателе  возникает  «стук»,  а  эффективность  получения  полезной  мощности  снижается.

Качество  бензина  как  автомобильного  горючего  определяется  его  октановым  числом.  Бензины  с  высоким  октановым  числом  (ОЧ)  сгорают  медленнее  и  равномернее (они  дороже).  Оказывается,  что  высокоразветвлённые  алканы  обладают  более  высоким  ОЧ,  чем  неразветвлённые.

ОЧ  бензина  получают  путём  сравнения  его  детонационных  свойств  с  детонационными  свойствами  изооктана  и  гептана.                                                                                                                                                                                          Изооктан  (2,2,4-триметилпентан)  имеет  октановое  число  100,  а  гептан – 0.                                                               Бензин  с  такими  же  детонационными  свойствами, как  смесь  95%  изооктана  и  5% гептана,  имеет  ОЧ  95.

Для  того, чтобы  улучшить ОЧ смеси,  к  ней  добавляют  антидетонирующие  присадки,  т.е.  вещества,  помогающие  управлять  скоростью  горения  бензина.  Для  этой  цели  чаще  всего  используют  такие  соединения,  как  тетраэтилсвинец  или  тетраметилсвинец.  При  содержании  одного  из  соединений  свинца  в  количестве  2-3 мл  на  3,8 л  бензина,  его ОЧ  повышается  на  10-15  единиц.   В  настоящее  время  применение  соединений  свинца  резко  сокращается.  Почему?

 

Ответить  на  вопросы:

  • Что собой  представляет  бензин?
  • Чем определяется  качество  бензина?
  • Для чего  применяют  антидетонирующие  присадки?
Запись опубликована в рубрике Первая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.