Битерева Светлана Анатольевна, МКОУ СОШ №10 р.п. Верхние Серги, Нижнесергинский МР
Использование активных форм деятельности на уроках химии
В связи с переходом на ФГОС ООО учителю необходимо изменить свое отношение к результатам образования, содержанию, технологиям проведения уроков, способам оценки результатов. Меняется структура урока, деятельность обучающихся, способы оценки, виды деятельности. Я отдаю предпочтение проблемно-диалоговому обучению и активным формам преподавания. Конспект одного из уроков по теме «Аммиак» в 9 классе предлагаю на обсуждение коллег.
Урок в 9 классе по теме «Аммиак».
Цели:
1) предметные: создать условия для знаний о строении, свойствах, получении аммиака;
2) метапредметные: продолжить формирование умений использовать полученные знания для выполнения заданий;
3) личностные: расширить кругозор обучающихся, умения работать в парах, работать над приобретением навыков сотрудничества.
Метапредметные и личностные результаты:
- регулятивные универсальные учебные действия: сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- познавательные универсальные учебные действия: сформировать умения анализировать, сравнивать, обобщать (работать с учебником, лабораторным оборудованием);
- коммуникативные: формировать умения работать в парах, речевую деятельность.
Оборудование: штативы, газоотводные трубки, пробирки, наборы шаростержневых моделей.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Планирование результатов |
1.Организаци-онный момент | Учитель приветствует детей | Дети демонстрируют готовность к уроку | |
2.Актуализация знаний | 1) На доске перечень формул: NaOH, KOH, Ca(OH)2, NH3, HCl, HNO3, H2SO4.Предлагает выбрать основания и кислоты, назвать признаки, по которым обучающиеся сделали это. 2)Спрашивает, знакомо ли вам вещество, находящееся в центре, кто знает его название. | 1) Обучающиеся называют основания и кислоты, а также перечисляют признаки, по которым они это делали.
2) Дети называют вещество, определяют тему урока. |
Познавательные: выдвигают гипотезы, регулятивные: определяют тему, личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют внимание, желание больше познать, коммуникативные: планируют учебную деятельность |
3.Постановка учебной задачи. | Задает вопрос, чем является аммиак кислотой или основанием. Просит сформулировать проблему. | Обучающие формулируют проблему и определяют пути ее решения. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для ответа на вопрос, |
регулятивные: корректируют свои знания, личностные: оценивают собственную учебную деятельность, коммуникативные: развивают учебную деятельность | |||
4.Организация и самооргани-зация обучающихся. | 1)Предлагает ученикам еще раз обратить внимание на формулу аммиака, на точки над атомом азота, построить структурную и электронную формулу аммиака
2)Предлагает собрать молекулу аммиака. 3) Анализирует построение моделей 4)Предлагает поработать с учебными текстами (этимология названия, физические свойства, применение). |
1)Ученики строят электронную и структурную формулу, определяют, что это первый шаг решения проблемы.
2)Дети собирают модель.
3)Самооценка в оценочный лист. 4)Обучающиеся работают в парах, читают тексты и составляют схемы на альбомных листах маркерами, выступают, делают вывод о строении, физических свойствах аммиака. |
Познавательные: работа с текстом, построение моделей, схем, личностные: оценивают собственную учебную деятельность, коммуникативные: развивают умение работать в парах, речевую деятельность. |
5)Предлагает, используя лабораторное оборудование, стоящее на столах, собрать прибор для получения аммиака.
6)Учитель, при собирания прибора для получения аммиака, советует пробирку с исходными веществами опустить немного вниз, спрашивает почему? Для ответа на вопрос советует обратиться к параграфу 24, странице 114. 7)Демонстрирует опыт получения аммиака, взаимодействия его с кислотами и водой. |
5)Собирают прибор, исходя из физических свойств аммиака, анализируют выполнение работы, ставя оценку в оценочный лист.
6)Обучающиеся находят в параграфе 24 уравнения получения аммиака, записывают его: NH4Cl+Ca(OH)2 = CaCl2+NH3+H2O, выясняют, что одними из продуктов являются аммиак и вода, делают вывод о том, почему пробирку с исходными веществами надо немного опустить вниз. 7)Учащиеся записывают уравнения реакции взаимодействия аммиака с кислотой и водой: NH3+HCl=NH4Cl NH3+H2O=NH3*H2O. Делают вывод об основных свойствах аммиака. |
||
5. Подведение итога. | Предлагает вспомнить поставленную проблему и пути ее решения, спрашивает, решили ли в процессе урока | Обучающие делают вывод, о том как они решили данную проблему а процессе урока и какими свойствами обладает аммиак. | Регулятивные: корректируют и оценивают свои знания, коммуникативные: развивают |
поставленную проблему. | речевую деятельность. | ||
6.Рефлексия | 1)Проводит рефлексию, предлагает ученикам из предложенного перечня предложение и закончить его.
2)Собирает оценочные листы. |
1)Ученики поднимают руку и заканчивают предложение.
2)Ставят самооценку за работу на уроке. 3)Сдают оценочные листы. |
Личностные: самоанализ, регулятивные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, корректируют свою деятельность, коммуникатив-ные: умение оценивать степень успешности своей индивидуальной деятельности. |
7.Домашнее задание. | Учитель предлагает разные домашние задания: параграф 24 на пересказ, на выбор презентация или сообщения о применении аммиака | Обучающиеся записывают домашнее задание |
Приложение 1
Оценочный лист
Задания | Самооценка | Оценка учителя |
Модель молекулы аммиака | ||
Собирание прибора для получение аммиака | ||
Работа на уроке |