Использование активных форм деятельности на уроках химии

Битерева Светлана Анатольевна, МКОУ СОШ №10 р.п. Верхние Серги, Нижнесергинский МР

Использование активных форм деятельности на уроках химии

В связи с переходом на ФГОС ООО учителю необходимо изменить свое отношение к результатам образования, содержанию, технологиям проведения уроков, способам оценки результатов. Меняется структура урока, деятельность обучающихся, способы оценки, виды деятельности. Я отдаю предпочтение проблемно-диалоговому обучению и активным формам преподавания. Конспект одного из уроков по теме «Аммиак» в 9 классе предлагаю на обсуждение коллег.

Урок в 9 классе по теме «Аммиак».

Цели:

1) предметные: создать условия для знаний о строении, свойствах, получении аммиака;

2) метапредметные: продолжить формирование умений использовать полученные знания для выполнения заданий;

3) личностные: расширить кругозор обучающихся, умения работать в парах, работать над приобретением навыков сотрудничества.

Метапредметные и личностные результаты:

  • регулятивные универсальные учебные действия: сформировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
  • познавательные универсальные учебные действия: сформировать умения анализировать, сравнивать, обобщать (работать с учебником, лабораторным оборудованием);
  • коммуникативные: формировать умения работать в парах, речевую деятельность.

Оборудование: штативы, газоотводные трубки, пробирки, наборы шаростержневых моделей.

 

Этапы урока Деятельность учи­теля Деятельность
обу­чающихся
Планирование результатов
1.Организаци-онный момент Учитель привет­ствует детей Дети демонстрируют готовность к уроку  
2.Актуализация знаний 1) На доске пере­чень формул: NaOH, KOH, Ca(OH)2, NH3, HCl, HNO3, H2SO4.Предлагает выбрать основа­ния и кислоты, назвать признаки, по которым обу­чающиеся сделали это.                          2)Спрашивает, знакомо ли вам вещество, нахо­дящееся в центре, кто знает его на­звание. 1) Обучающиеся на­зывают основания и кислоты, а также пе­речисляют признаки, по которым они это делали.

 

 

 

 

 

 

2) Дети называют ве­щество, определяют тему урока.

Познавательные: выдвигают гипо­тезы, регулятив­ные: определяют тему, личностные: выражают поло­жительное отно­шение к процессу познания, прояв­ляют внимание, желание больше познать, коммуни­кативные: плани­руют учебную деятельность
3.Постановка учебной за­дачи. Задает вопрос, чем является аммиак кислотой или ос­нованием. Просит сформулировать проблему. Обучающие форму­лируют проблему и определяют пути ее решения. Познавательные: воспроизводят по памяти информа­цию, необходи­мую для ответа на вопрос,
      регуля­тивные: корректи­руют свои знания, личностные: оце­нивают собствен­ную учебную дея­тельность, комму­никатив­ные: развивают учебную дея­тельность
4.Организация и самооргани-зация обучаю­щихся. 1)Предлагает уче­ни­кам еще раз об­ратить внимание на формулу ам­миака, на точки над атомом азота, построить струк­тур­ную и элек­тронную фор­мулу аммиака

2)Предлагает со­брать молекулу аммиака.

3) Анализирует по­строение моде­лей

4)Предлагает поработать с учебными текстами (этимология названия, физические свойства, применение).

1)Ученики строят электронную и струк­турную формулу, оп­ределяют, что это первый шаг решения проблемы.

 

 

 

 

2)Дети собирают мо­дель.

 

3)Самооценка в оце­ночный лист.

4)Обучающиеся рабо­тают в парах, читают тексты и составляют схемы на альбомных листах маркерами, выступают, делают вывод о строении, физических свойствах аммиака.

Познавательные: работа с текстом, построение моде­лей, схем, лично­стные: оценивают собственную учебную деятель­ность, коммуника­тив­ные: развивают умение работать в парах, речевую деятельность.
  5)Предлагает, ис­пользуя лабора­торное оборудо­вание, стоящее на столах, собрать прибор для полу­чения аммиака.

6)Учитель, при собирания при­бора для получе­ния аммиака, со­ветует пробирку с исходными веще­ствами опустить немного вниз, спрашивает по­чему? Для ответа на вопрос сове­тует обратиться к параграфу 24, странице 114.

7)Демонстрирует опыт получения аммиака, взаимо­действия его с ки­слотами и водой.

5)Собирают прибор, исходя из физических свойств аммиака, ана­лизируют выполнение работы, ставя оценку в оценочный лист.

 

6)Обучающиеся нахо­дят в параграфе 24 уравнения получения аммиака, записывают его: NH4Cl+Ca(OH)2 = CaCl2+NH3+H2O, выясняют, что од­ними из продуктов являются аммиак и вода, делают вывод о том, почему пробирку с исходными вещест­вами надо немного опустить вниз.

7)Учащиеся записы­вают уравнения реак­ции взаимодействия аммиака с кислотой и водой: NH3+HCl=NH4Cl NH3+H2O=NH3*H2O. Делают вывод об ос­новных свойствах аммиака.

 
5. Подведение итога. Предлагает вспомнить по­ставленную про­блему и пути ее решения, спраши­вает, решили ли в процессе урока Обучающие делают вывод, о том как они решили данную про­блему а процессе урока и какими свой­ствами обладает ам­миак. Регулятивные: корректируют и оценивают свои знания, коммуни­катив­ные: развивают
  поставленную проблему.   речевую дея­тельность.
6.Рефлексия 1)Проводит реф­лексию, предла­гает ученикам из предложенного перечня предло­жение и закончить его.

2)Собирает оце­ночные листы.

1)Ученики подни­мают руку и заканчи­вают предложение.

2)Ставят самооценку за работу на уроке.

3)Сдают оценочные листы.

Личностные: самоанализ, ре­гулятивные: умение с доста­точной полно­той и точностью выражать свои мысли, коррек­тируют свою деятельность, коммуникатив-ные: умение оценивать сте­пень успешно­сти своей инди­видуальной дея­тельности.
7.Домашнее задание. Учитель предла­гает разные до­машние задания: параграф 24 на пересказ, на выбор презентация или сообщения о при­менении аммиака Обучающиеся запи­сывают домашнее задание  

 

 

Приложение 1

Оценочный лист

Задания Самооценка Оценка учителя
Модель молекулы аммиака    
Собирание прибора для получение аммиака    
Работа на уроке    

 

 

Запись опубликована в рубрике Первая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *