Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии посредством технологий интегрированного обучения

Ароян Т.В., учитель МАОУ СШ № 1
г. Михайловска, Нижнесергинский МР

Активизация познавательной деятельности обучающихся
на уроках химии посредством технологий интегрированного обучения

Одним из направлений образовательной политики государства является введение ФГОС ООО, главная цель которого состоит в создании инновационного образовательного пространства, затрагивающего все стороны учебного процесса. Новые цели образования предопределяют новое осмысление учебного содержания, оперирование новыми технологиями и средствами обучения, включение обучающихся в процесс целеполагания и рефлексии, следовательно, предъявляют новые требования к подготовке учителя химии. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, о чем детально говорится в ФГОС ООО.

Основополагающие идеи ФГОС, концепция системно-деятельностного подхода предполагают ряд значительных изменений и в организации, и управлении современным уроком. Для достижения запланированного результата, требования к которому предъявляет ФГОС, современному учителю необходимо принимать во внимание целый ряд условий  для организации эффективного образовательного пространства урока:

  • целеполагание;
  • мотивация;
  • практическая значимость знаний и способов деятельности;
  • интегративность знаний, отработка метапредметных УУД;
  • наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебной деятельности с разными источниками информации;
  • использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии;
  • рефлексия как осознание себя в процессе деятельности;
  • минимализация и вариативность домашнего задания;
  • организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.

Учитель химии, начинающий реализовывать Стандарт на ступени основного образования, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение. При проектировании эффективного урока необходимо учитывать особенности реализации межпредметных связей в соответствии с требованиями ФГОС. Новый ФГОС ООО призван найти решение задачи, связанной с новым качеством образования. Задача – научить обучающегося ориентироваться в этом потоке информации. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», имеющей надпредметный характер.

Для меня, как учителя химии, при осуществлении межпредметных связей в обучении большое значение имеют отбор для уроков материала, привлекаемого из курсов других учебных дисциплин, и методика его использования. Отбирая для своего урока информацию, которую обучающиеся получают при изучении различных предметов, ориентируюсь, прежде всего, на программу и на то, как, в каком объеме эти вопросы представлены в соответствующих школьных учебниках. На основании полученных данных, составляя планы своих уроков для разных классов, фиксирую в них межпредметный материал.

Моя главная задача – создание условий, инициирующих ученические действия. Для решения этой задачи применяю различные технологии: это внедрение технологий мониторинга, проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность, но наиболее эффективными, на мой взгляд, являются информационно-коммуникационные технологии.

При реализации межпредметных связей эффективной формой является миниисследовательская работа интегрированного характера. Например, при изучении темы «Металлы» (УМК Габриеляна О.С.) достаточно большой массив информации уже знаком обучающимся. Содержание параграфа «Век медный, бронзовый, железный» тесно переплетается с историей, и на многие вопросы дети уже готовы дать ответ, зная курс истории изученный ранее. С содержанием темы «Физические свойства металлов и сплавы», школьники, особенно мальчики, уже знакомы из курса технологии. Тема урока «Коррозия металлов» рассматривается на примере ржавления и разрушения радиаторов отопления, кузова автомобиля, тема становится интересной даже ученикам с низкими способностями, дети тут же предлагают способы защиты от коррозии, ведь никому не хочется в своей дальнейшей жизни столкнуться с данными проблемами. Содержание темы «Неметаллы» также позволяет ис пользовать имеющиеся у обучающихся знания. Например, они знакомы с составом воздуха, ролью озона. Тесно переплетается с биологией содержание параграфа «Химические элементы в клетках живых организмов». Такие темы, в которых говорится о производстве и применении тех или иных веществ нужно связывать с географией, и, как следствие, во всех естественных науках красной нитью должна проходить тема экологии. Это можно рассматривать на примере темы «Оксиды» и «Кислоты», получение их в промышленных масштабах приводит к образованию кислотных осадков, которые в результате выпадения наносят вред различным памятникам и сооружениям, а также растительности и сельскому хозяйству. При решения задач происходит межпредметная интеграция с математикой.

Методический аппарат учебника О.С.Габриеляна и его содержание направлены на достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, обеспечивает реализацию межпредметных связей, изложенных в ФГОС. Учебник так же содержит обширный и разнообразный иллюстрированный ряд, в котором эти иллюстрации являются самостоятельным источником информации. Разнообразие заданий позволяет отрабатывать предметные и надпредметные умения и навыки.

Работа с Интернетом нам помогает развивать ИКТ-компетентность, осуществлять межпредметные связи при поиске необходимой информации. Обучающиеся 8-11 классов охотно принимают участие в исследовательской деятельности. Темы исследовательских работ перекликаются с темами уроков и имеют связь с практической жизнью. Во время работы над программой проектов прослеживается межпредметная интеграция, а дети проявляют самостоятельность исследования и реализуют свои самые разные творческие способности: организаторские, математические, литературные, публицистические, дизайнерские. Обучающиеся сами выбирают ту проблему, которая им интересна, которая на их взгляд очень важна. В настоящее время закончена исследовательская работа по теме «Трансгенные жиры» в которой рассматриваются проблемы экономики, пищевой и химической промышленности, здоровьесбережения, и как итог опыт с картофелем фри пожаренным на трансгенных маслах и обычным отварным картофелем, который испортился уже на 3 день эксперимента. Также проводится исследовательская работа по качеству и составу Нижнесергинской минеральной воды.

Одним из эффективных подходов к реализации межпредметных связей является интеграция основного и дополнительного образования. С 2014 года веду элективные курсы с одарёнными детьми. На занятиях мы рассматриваем особые типы задач, которые называют «олимпиадными». Дети с интересом разгадывают и составляют ребусы, головоломки, играют в химические игры и викторины, готовятся к защите проектов и уже успешно выступали с ними перед обучающимися коррекционной школы интерната по теме «Кислоты в жизни человека», также участвуют в олимпиадах различного уровня.

Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований в связи с начавшимися процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен как эмпирической направленностью — разработкой и проведением учителями интегрированных уроков, так и теоретической — созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многие предметы, изучение которых предусмотрено учебными планами общеобразовательных учреждений. Интеграция дает возможность показать обучающимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а также высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. С практической точки зрения, интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок обучающихся, расширение сферы получаемой информации обучающимися, подкрепление мотивации обучения. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении наук. Межпредметные и внутрипредметные связи — один из способов решения проблемы комплексного подхода к обучению и воспитанию обучающихся. Интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция — средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему. Интеграция — средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний обучающихся в родственных предметах. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы обучающихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение обучающихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности. Перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов обучающихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.

Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Следует иметь в виду, что для интеграции существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы.

К позитивным факторам следует, прежде всего, отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ученика, которых в традиционном обучении используются недостаточно.

Первый же негативный фактор — ограниченное число учебных часов — можно компенсировать тем, что содержание небольшого объема усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимозависимость ее частей.

Второй негативный фактор — трудность изложения интегративных курсов. Создание таких учебных курсов требует разносторонне подготовленного коллектива педагогов высочайшей квалификации с широкой эрудицией. А обучающиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые знания и умения необходимы им не только при изучении других предметов, но и в жизни. Таким образом, эффективное применение межпредметных связей позволяет сформировать и развивать у обучающихся общекультурные, учебно-позновательные, информационные и коммуникативные компетенции, которые являются результатом ФГОС ООО.

 

Литература

http://www.uchportal.ru. Принципиальные изменения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС ООО. Межпредметные связи на уроках математики в условиях ФГОС ООО

pedsovet.suСтатьи47-1-0-4671 Использование ИКТ технологий.

festival.1september.ru Интеграция как методическое явление.

Запись опубликована в рубрике Первая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *