Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МКОУ «СОШ № 29», г. Ревда
В настоящее время в России идет процесс перехода на новые образовательные стандарты в образовании. Этот процесс требует массовых материальных вложений в образование со стороны Правительства (что подтверждается Президентской программой развития образования). Но, с другой стороны, этот процесс требует и от педагога поиска новых образовательных технологий, которые научили бы обучающихся самостоятельным навыкам деятельности.
Целями среднего образования (в том числе и химического) являются:
— всестороннее развитие личности средствами обучения и воспитания;
-создание школой условий для адаптации ученика к быстро меняющейся социальной и природной среде, т. е. его социализация.
Считаю, что для успешной адаптации ученика в нашем сложном мире необходимо вооружить его умениями самостоятельного учебного труда, креативного подхода к решению нестандартных учебных и жизненных задач, т. е. развивать личность ученика через формирование и развитие базовых компетенций, что диктует нам принцип непрерывного образования человека в течение всей его жизни. Среди многообразия ключевых компетенций, которые я формирую у своих подопечных, назову основополагающую, на мой взгляд — это учебно-познавательная компетенция. Она предполагает:
-формирование общеучебных умений и навыков самообразовательной работы;
-формирование знаний, умений, навыков организации целеполагания, планирования, самооценки своей деятельности; овладение навыками добывать знания из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях;
-формирование функциональной грамотности: умений отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками.
Учить школьника учиться, формировать у него универсальные учебные действия — задача любого педагога.
Образование, полученное в школе, лишь тогда будет надежной базой для дальнейшего пополнения знаний, для дальнейшего образования в течение всей жизни, если учитель сможет развить у учащихся потребность постоянно расширять свой кругозор, если вооружит их рациональными способами умственной работы, научит ориентироваться в потоке информации и извлекать из нее нужные сведения.
Основа для формирования универсальных учебных действий заложена всем предшествующим обучением (в начальной школе и среднем звене).
Используя методический аппарат учебника химии, я провожу на уроках такие виды самостоятельной работы с текстом учебника:
- чтение текста (выборочное, вслух, про себя);
- словарная работа (составление формул и уравнений реакций, чтение и проговаривание их, выяснение их значения);
- постановка вопросов к тексту;
- ответы на вопросы параграфа;
- выделение главной мысли в тексте;
- составление простого и сложного плана;
- пересказ текста;
- составление конспекта, тезисов.
Формировать эти умения необходимо систематически, начиная с 8 класса. В кабинете химии имеются памятки по разным видам работы с книгой:
- Как работать с химическими терминами;
- Как пользоваться инструкцией учебника;
- Как выделить главное в тексте;
- Как составить план;
- Как пересказать текст и др.
Мои наблюдения показывают, что использование на уроках разных видов самостоятельной работы с учебником способствует развитию у учащихся логического мышления, культуры речи, более прочному усвоению знаний.
Одной из форм работы с книгой я считаю работу с дополнительной литературой при подготовке сообщений. Мои требования к сообщению:
- сообщение должно содержать интересные сведения;
- сообщение должно быть наглядным, т. е. иллюстрироваться рисунками, схемами, коллекциями;
- сообщение должно активизировать деятельность учащихся. Анкетный опрос учащихся показывает, что им нравятся такие уроки, т.к.:
- учат работать с дополнительной литературой — 70 %,
- развивают мыслительную деятельность — 40%
- расширяют кругозор — 70%
- повышают интерес к предмету — 63 %
- развивают способность к самостоятельному поиску — 40%
- позволяют показать свои способности перед классом — 27%
- позволяют получить хорошую оценку — 84%
Как видим, у учащихся высоки и формальные мотивы в обучении, и познавательные.
В условиях быстрого нарастания объема информации учащиеся должны владеть навыками анализа и синтеза, обобщения, сравнения, уметь рассуждать, строить умозаключения.
Прием обобщения использую при выведении понятия о классе неорганических веществ (оксиды, кислоты, основания, соли). Это пример эмпирического обобщения, при котором используется сравнение признаков изучаемых объектов с целью выделения какого-либо общего признака.
Теоретическое обобщение заключается в сведении многообразных явлений к их единой основе. Например, выявление причин периодического изменения свойств химических элементов. Этот прием использую при подведении учащихся к пониманию общенаучных теорий, идей, выводов.
В моём арсенале накоплено большое количество обобщающих таблиц и схем, опорных конспектов, алгоритмов по разным темам, начиная с самых первых тем в 8 классе (химические формулы и уравнения, классы соединений, типы расчётных задач, и т. д.) и заканчивая трудными вопросами из курса общей химии в 11 классе (химическая связь, дисперсные системы, скорость и обратимость реакций, гидролиз и электролиз растворов солей и др.). Составлять такие схемы на уроке или дома, индивидуально или в группах, самостоятельно или с помощью педагога — это зависит от способностей учеников в классе, от типа и целей урока. Но, в любом случае, ценность такой работы очевидна — материал представлен в сжатом виде, при необходимости тему можно быстро повторить, она усваивается лучше, т.к. ученик сам создает обобщающую схему.
«Все познается в сравнении»- эта фраза передает глубокий смысл процесса познания, который начинается с вычленения изучаемого объекта из совокупности других однородных объектов, выявления общих черт и различий.
Философы считают, что без сравнения невозможен процесс мышления, а физиологи утверждают, что функции сличения и различения — основа умственных действий человека.
Все это говорит о том, насколько важно для развития учащихся их умение сравнивать, выявляя общие черты и различия в химических объектах. Регулярно использую на уроках метод сравнения при изучении различающихся типов реакций, классов веществ, гомологических рядов и т.д.
Тесно связано с умением сравнивать еще одно общеучебное умение — классификации. В основе классификации лежит операция деления понятия.
Приведу в качестве примера тренировочные упражнения для усвоения понятий «признак классификации» и «признак сравнения»:
1) Дайте классификацию веществ на основе признака агрегатное состояние;
2) Определите признак классификации веществ на простые и сложные,
на металлы и неметаллы.
3) Найдите ошибку в классификации:
а) вещества делятся на твёрдые и жидкие;
б) вещества делятся на металлы, неметаллы и кислоты.
Формирование учебно — познавательной компетенции при обучении химии способствует умственному и нравственному развитию личности в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Одновременно с ней, как показывает педагогическое наблюдение, развиваются ценностно-смысловая, информационная, общекультурная, коммуникативная и другие компетенции, что позволит учащимся быть успешными при изучении других предметов, а также сформирует прочный фундамент для продолжения образования после окончания школы.