В условиях современного образования требуется не просто обучить ученика химии, необходимо обучить «результативно». Работа на результат – девиз успешной работы педагога. Как учить результативно – этот вопрос неоднократно возникает перед учителем в разные периоды его педагогической деятельности. Когда я сообщаю окружающим о том, что работаю учителем химии в школе, в ответ я часто слышу — «О! Я в школе никогда не понимал(а) химию». Почему же именно химия так пугает и вызывает трудности в освоении? Обучая школьников этому предмету, я «полюбила» химию за системность, логичность, необходимость абстрактного мышления; за сложные задачи, от которых «закипает мозг» и чувство удовлетворения собой, когда найдешь верное решение такой задачи; за «красивые» формулы органических соединений, которые занимают «половину школьной доски». Приятно, что часть моих учеников, также как и я, увлеклись химией и схватывают знания на лету. Однако большую часть детей химия отпугивает объемными домашними заданиями и необходимость «зубрить» теорию. Отсюда главный смысл деятельности учителя — создать каждому обучающемуся комфортный темп работы и ситуацию успеха. Как это возможно осуществить в современных условиях: с одной стороны – стандарты образования и работа на «результат», с другой стороны современный подросток, у которого мотивация к получению знаний отсутствует полностью, а домашние задания он не выполняет или усердно списывает?
Поиском ответа на этот вопрос я озадачилась в первые года преподавания химии, когда проверив стопку тетрадей с контрольной работой, я поняла, надо что-то менять в методах преподавания. За прошедшие пять лет я выстроила свою траекторию обучения школьников химии. Некоторыми идеями и технологиями я хотела бы поделиться.
1) Химия – это наука о превращениях, поэтому химический эксперимент является не только методом обучения, но и важнейшим средством развития познавательных интересов учащихся на уроках химии. Практические работы по химии обязательны, несмотря на отсутствие времени, реактивов, лаборанта и т.п. Демонстрационные химические опыты также очень важны для наглядности и запоминания учебного материала. Школьники должны соотнести химическую реакцию, написанную мелом на доске с химическим превращением, которое осуществляется у них на глазах. При отсутствии реактивов или времени на осуществление сложной химической реакции, особенно в органической химии, я пользуюсь порталом «Цифровые образовательные ресурсы», который имеет коллекцию всех необходимых видеоопытов по химии (http://school-collection.edu.ru). При изучении органической химии пользуюсь интерактивным мультимедиа учебником «Органическая
химия». Учебник оказывает информационно-коммуникационную поддержку при подготовке и проведении уроков, а также при подготовке к ЕГЭ по химии (http://orgchem.ru).
2) Химия — логическая наука, требует выстраивания причинно-следственных связей, что затруднительно для современных школьников. Помочь школьнику выстроить логическую систему химических знаний очень важно. Моя задача – выстроить и подать учебный материал в строгой логической последовательности, которая к сожалению иногда отсутствует в учебниках по химии. Каждый урок я сопровождаю презентацией, которую разрабатываю самостоятельно. Это позволяет экономить время, так как многие определения, схемы, таблицы и химические реакции я заранее прописываю в презентации. Количество слайдов небольшое, чтобы оперативная память школьника могла вместить этот материал.
3) Для отработки практических навыков стараюсь на каждом уроке вызывать детей работать у доски. Как правило, учебное задание для ученика состоит в написании одной химической реакции или одной формулы, поэтому поработать у доски успевают многие дети. Это очень важно как для учителя, – посмотреть уровень усвоения материала каждого ученика, так и для школьника, – это создание возможной ситуации успеха.
4) Для получения положительных результатов учитель должен постоянно отслеживать уровень усвоения учебного материала школьниками. Это позволяет корректировать свою работу, выбирать соответствующие методы обучения. Важнейший принцип мониторинговой деятельности – это системность. Текущий контроль я стараюсь осуществлять на каждом уроке. Формы контроля знаний и умений: химический диктант, уравнения с пропущенными формулами, составление уравнений по описанию реакции и т.д. На выполнение таких заданий отвожу не более 10 минут. В 8 классе при изучении темы «Первоначальные химические понятия» я анализирую сформированность практических умений учащихся при помощи сводной таблицы.
Таблица 1 «Сформированность символо-графических умений»
№ п/п | Ф.И. ученика | Уровень умений: 0 – отсутствует, 1 – применяет, 2 – применяет и трансформирует | |||
Символы химических элементов | Определение валентности хим.элемента по формуле | Определение формулы по валентности хим.элемента | Составление уравнений химических реакций | ||
1 | Астафьева Светлана | 1 | 1 | 1 | 0 |
2 | Афанасьев
Максим |
2 | 1 | 2 | 1 |
3 | Ахметчина
Валерия |
2 | 2 | 2 | 2 |
4 | Багина
Юлия |
2 | 2 | 2 | 1 |
5 | Гакашин
Евгений |
2 | 2 | 2 | 2 |
Это позволяет вовремя увидеть дефициты практических умений учащихся и скорректировать свою работу.
5) Независимая оценка качества работы учителя – ОГЭ и ЕГЭ. Для отработки школьниками практических умений и навыков по решению тестовых заданий я использую сайт для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ». Данный образовательный портал дает мне следующие преимущества в работе: огромный банк тестовых заданий, возможность ученику работать с тестами дома в режиме онлайн, при неверном выполнении задания школьник имеет возможность открыть пояснения с правильным ответом, экономит время учителя — статистика по выполненным заданиям приходит учителю на его аккаунт.
За прошедшие пять лет я постепенно формирую свою систему преподавания, свой стиль, отрабатываю «конструктор» урока, подбираются только самые удобные, эффективные, подходящие по духу приемы и методы. Я учусь сама вместе с детьми: мне не стыдно сказать, что я чего-то не знаю. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Уча других, мы учимся сами». Да, учитель должен сегодня не только учить, но и учиться.