Вотчель Марина Анатольевна, учитель химии МАОУ «СОШ № 24», городской округ Краснотурьинск
Обучение – один из наиболее значимых процессов, происходящих в жизни каждого человека. Российская школа в последние десятилетия претерпевает ряд системных преобразований. Основным элементом этих изменений является введение Единого государственного экзамена, а затем – Основного государственного экзамена. Повышение эффективности подготовки к государственной итоговой аттестации – важная задача в организации работы педагога. Основной государственный экзамен и Единый государственный экзамен являются итогом курса химии основной и средней школы.
С прошлого учебного года внесены изменения в Положение о проведении ОГЭ, в частности, с 2017 года в штатном режиме вводится сдача экзаменов по общеобразовательным предметам по выбору обучающихся 9 классов, то есть ОГЭ по процедуре проведения и получаемым результатам максимально приближен к ЕГЭ. В связи с этими изменениями становятся актуальными вопросы подготовки выпускников основной и средней школы к государственной итоговой аттестации.
Объект педагогического исследования: образовательный процесс по химии в основной и средней школе в урочной и внеурочной деятельности.
Предмет исследования: создание условий для успешной подготовки выпускников основной и средней школы к государственной итоговой аттестации по химии средствами учебного предмета и во внеурочной деятельности.
Гипотеза: используя различные средства, способы, приемы и методики обучения в урочной и внеурочной деятельности, учитель создает условия для успешной подготовки выпускников основной и средней школы к ГИА по химии на различных уровнях.
Цель исследования: создание оптимальных условий для формирования предметных компетенций обучающихся основной и средней школы при подготовке выпускников 9 и 11 классов к успешному прохождению государственной итоговой аттестации по химии.
Задачи исследования:
1. Изучить современные методические рекомендации о формировании предметных компетенций обучающихся по химии на уровне основной и средней школы.
2. Создать модель формирования предметных компетенций обучающихся по химии, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
3. Апробировать систему подготовки выпускников основной и средней школы к государственной итоговой аттестации по химии и, при необходимости, внести в нее изменения с учетом полученных результатов на государственной итоговой аттестации.
Анализ результатов ЕГЭ по химии за несколько последних лет показал нестабильность результатов, получаемых выпускниками средней школы на государственной итоговой аттестации. С целью получения стабильных результатов итоговой аттестации по химии была создана и апробирована система подготовки выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации, включающая следующие структурные элементы:
— Формирование: интереса к предмету и мотивации его изучения; прочных базовых знаний; умения самостоятельно работать с литературой, систематически заниматься решением задач; умений работать с тестами различных типов.
— Профильная ориентация учащихся, формирование группы учащихся, которым необходима подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по химии.
— Углубленная подготовка группы учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по химии: дифференцированный подход на уроках; элективные курсы; индивидуальные и групповые консультации; внеклассная работа с одаренными детьми.
— Непосредственная подготовка к экзамену: знакомство со структурой КИМов по химии, нормативными документами; выделение особо сложных тем, подбор заданий разного уровня сложности по этим темам; повторение теоретических вопросов; самостоятельная работа учащихся с заданиями ОГЭ и ЕГЭ; индивидуальные и групповые консультации.
— Репетиционное тестирование с использованием демоверсий ОГЭ и ЕГЭ: пробное тестирование; формирование умений рационального распределения времени для выполнения заданий; формирование умений правильного оформления ответов в разных частях заданий.
В нашей школе была создана и внедрена в педагогическую деятельность Система подготовки обучающихся основной и средней школы к государственной итоговой аттестации складывается из следующих этапов:
— Информационная работа с обучающимися и их родителями.
— Дифференцированный подход на уроках химии.
— Самостоятельная работа обучающихся.
— Элективные курсы по химии.
— Проведение индивидуальных и групповых консультаций.
— Информационные ресурсы.
— Работа с одаренными учащимися.
— Непосредственная подготовка к экзамену выпускников 9 и 11 классов.
Для реализации описанных выше этапов подготовки выпускников основной и средней школы к ГИА по химии созданы и применяются следующие методические разработки:
— Программа элективного курса «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии» (для обучающихся 9 классов).
— Программа элективного курса «Решение расчетных и экспериментальных задач по химии» (для обучающихся 11 классов).
— Справочные материалы для подготовки к ЕГЭ.
— Методическое пособие для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ «Алгоритмы решения задач по химии».
— Методическое пособие по химии для учащихся 9 классов «В помощь сдающим ОГЭ».
— Сборник тестов для подготовки к ОГЭ по химии.
— Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по химии.
При проведении исследования по теме «Формирование предметных компетенций обучающихся основной и средней школы при подготовке выпускников 9 и 11 классов к государственной итоговой аттестации по химии» была изучена литература, связанная с методологическими аспектами выдвинутой проблемы. Сравнив требования Федеральных государственных образовательных стандартов к уровням подготовки выпускников основной и средней школы по химии со спецификацией контрольно-измерительных материалов по предмету, можно сделать вывод, что требования стандартов, в основном, направлены на освоение базового уровня знаний. Структура же КИМов такова, что задания, представленные в них, подразумевают овладение выпускниками знаниями на базовом и повышенном уровнях. Исходя из выявленного противоречия, можно предположить, что используя различные средства, способы, приемы и методики обучения в урочной и внеурочной деятельности, возможно создать условия для успешной подготовки выпускников основной и средней школы к ГИА по химии на базовом и повышенном уровнях.
Внедрение в практику педагогической деятельности Системы подготовки выпускников 9 и 11 классов к ГИА по химии позволило даже за два года достичь определенных результатов, а именно: в 2016 году средний балл ОГЭ по химии равен 72 при 100%-ной успеваемости; средний балл ЕГЭ по химии составляет 60 при 100%-ной успеваемости. В 2017 году средний балл ОГЭ по химии – 64 при 100%-ной успеваемости; ЕГЭ по химии – 69 при 100%-ной успеваемости.
Чтобы получить объективные данные эффективности используемой Системы, необходима апробация в течение нескольких лет для выпускников с различным уровнем развития навыков познавательной деятельности.