Методическая разработка урока открытия нового знания «Виды химической связи. Ковалентная связь»

Мельникова Надежда Анатольевна, учитель химии МБОУ «СОШ №10» г. Артемовский

Урок открытия нового знания – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС.  На современном уроке должна постоянно осуществляться обратная связь, которая позволяет учителю и обучающимся видеть и осознавать, как идет образовательный процесс. Постоянное отслеживание успехов и затруднений обучающихся на каждом этапе урока и корректировка их деятельности, способствует поддержанию их высокой учебной мотивации на учебную деятельность и значительно увеличивает результативность урока. Осознание смысла, способа собственной деятельности, объективная оценка своих результатов, обнаружение проблем помогает обучающимся стать успешными.

Как пример, представлю урок открытия нового знания по теме «Виды химической связи. Ковалентная связь» — 8 класс.

Планируемый результат:

Предметные умения:

1) формирование понятий — общая электронная пара, ковалентная химическая связь, ковалентная неполярная связь.

2) научиться записывать схемы образования различных видов химической связи.

Универсальные учебные действия:

Личностные: формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль и самооценка.

Регулятивные: прогнозирование результата и оценивание уровня достижения цели.

Познавательные: умение структурировать знания, выделять существенные характеристики объектов, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество; умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Формы работы: тест, работа с ПСХЭ, работа в  парах, индивидуальная работа, самопроверка. Презентация 1, Презентация 2

  1. I. Организационно-мотивационный этап (постановка цели и задач урока)
  • Какую тему мы начали изучать на прошлом уроке?
  • Что мы уже знаем о химической связи?  (химическая связь может быть между ионами, называется ионная, в образовании принимают участие электроны внешнего энергетического уровня, между металлами и неметаллами)
  • Как вы думаете, все вещества имеют одинаковое строение? Существует только ионная связь между частицами вещества? Почему?
  • Существуют вещества с другими видами химической связи и, следовательно, изучаем мы сегодня другие виды химической связи
  1. II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель:  актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: строение атома, завершенный внешний энергетический уровень атома, электроотрицательность, электронно-графическая схема строения атома.

  • Зафиксировать алгоритм составления схемы химической связи;
  • Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний: составить схему строения вещества с не ионным видом.

Организация учебного процесса на данном этапе:

Прежде, чем перейти к новому материалу повторим особенности строения атома, завершенный внешний энергетический уровень  атома, электронно-графическая схема строения атома.

  1. Вам предлагается выполнить тест. (Презентация) Работаем фронтально, у всех открыта периодическая система.
  2. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме — 282: Mg Si  Cl  S

2.Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме: — 288:    Na   P   Al    Ar

  1. Атом магния содержит на внешнем энергетическом уровне: 1е  2е     12е    24е

4 Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне:   14       18        8        24         

  1. Количество неспаренных электронов в атоме хлора равно: 1       2       3      4
  2. Электронная конфигурация 1s 22s2 2p6 3s2 3p6 4s2 имеет элемент: Ba    Mg    Ca   Sr
  3. Легче всего присоединяет электроны атом: Серы, селена      хлора    брома
  4. В ряду магний – кальций – стронций – барий способность металлов отдавать электроны

  Ослабевает,    возрастает,  не изменяется ,  изменяется периодически

  1. Какой химический элемент при потере трех электронов приобретает конфигурацию неона: Магний  алюминий   натрий  фосфор
  2. В атоме какого элемента до завершения внешнего энергетического уровня не хватает 3 е: азот кислород бор    фтор         

2 А теперь попробуем изобразить схему образования ионной связи на примере хлорида лития.   (все работают в тетради, один ученик у доски с комментарием)

У всех получилась такая схема?  Какой вид связи в хлориде лития? За счет чего образована данная связь? (за счет притяжения ионов).  Какие частицы называются ионами?

Индивидуальное задание.

  • А теперь попытайтесь составить схему химической связи: F2
  • На выполнение задания 1 минута.
  • Стоп. Что у вас получилось?

III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Организация учебного процесса на данном этапе:

Почему у вас не получилось составить схему? Чем отличается предыдущее задание? Где возникло затруднение? (в предыдущем задании в связи участвовали атомы с разной электроотрицательностью, поэтому один атом отдавал электрон, а другой принимал. А в молекуле фтора оба атома с одинаковой э.о., обоим не хватает до устойчивого состояния 1 е. Где их брать?)

Что же нам надо сделать, чтобы выполнить это задание? (надо найти способ образования связи)

Сейчас вам предлагается посмотреть, как образуется химическая связь, и попытайтесь объяснить механизм ее образования. (Презентация 2 – образование молекулы фтора)

Скажите, за счет чего образована связь? (за счет общей электронной пары)

Сколько общих электронных пар в молекуле фтора? (одна) Формулируем определение.

Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар – ковалентная. Записываем тему урока «Ковалентная связь»

III. Первичное закрепление во внешней речи. Самопроверка по образцу.

Давайте разберем еще одну схему — О2.  Проговариваем  вслух.   Беседа с классом по вопросам:  В молекуле кислорода сколько общих пар? Сравните первый и второй случай, чем определяется число общих пар? (числом неспаренных электронов на внешнем уровне)

Работа в парах:  Потренируемся, работаем в парах  — составить схему образования связи — N2

Сверьте свои схемы с образцом в Презентации 2: Если есть ошибки, то исправьте их, какие вопросы возникли при выполнении задания?

 Работа с текстом учебника: стр 61. Прочитать алгоритм рассуждений, необходимых для того, чтобы записать схему образования ковалентной связи, для молекулы азота.

Чем отличаются молекулы:   азот, кислород, фтор? В какой молекуле связь более прочная? Почему?

  1. IV. Включение в систему знаний и повторение. Упр №5, Стр. 62.

V Домашнее задание:  П.10 № 2, 4 письм, определения; Сильным ученикам «Тренировочные упражнения на листочке».

 

Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *