Разработка мероприятий в рамках профориентационной работы в урочной и внеурочной деятельности при реализации ФГОС ООО

Красовская Елена Александровна, учитель химии и биологии Лицея № 9 Асбестовского ГО

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. Президент РФ Д.Медведев в своем обращении инициативы «Наша новая школа» сказал, что …..

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Опираясь на ключевые моменты, я как учитель химии и классный руководитель выработала для себя основные направления работы по профориентации школьников в образовательном учреждении.

Всю свою работу разделила на две части:

1. Профориентационная работа в урочной деятельности

2. Профориентационная работа во внеурочной деятельности

1. Профориентационная работа в урочной деятельности

Целями нового этапа модернизации образования должны стать: обеспечение позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка, усиление вклада образования в инновационное развитие России и ответ на вызовы изменившейся культурной, социальной и технологической среды.

Профессиональная ориентация школьников на ступени основного общего образования является одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения.

В списке ключевых результатов освоения основной образовательной программы ступени общего образования зафиксирована сформированность у школьника общих способов работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона (в котором школьник живет) и страны в целом, прогнозными оценками востребованности специалистов в экономике региона и страны. В результате овладения этими спосабами выпускник сможет работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.

В связи с этим я определила для себя методическую тему «Формирование социальной готовности обучающихся к профессиональному самоопределению в современных условиях». Для реализации этого на факультативных занятиях учащихся 6-7 классов провожу знакомство с полезными ископаемыми и химическими элементами в них нашего города, а это соответственно и с профессиями, задействованными в этом.

· урок факультативного курса 7 класса «Химия. Вводный курс» по теме: «Минерал – асбест»

· урок факультативного курса 6 класса «Химия для любознательных» по теме: «Магний»

2. Профориентационная работа во внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность для каждого класса школы составляет до нескольких часов и реализует программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения результатов в обучении и воспитании школьников, определенных ФГОС.

Предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, а для достижения метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её, исходя из своих интересов, мотивов.

Я же, как классный руководитель осуществляю профориентационную работу через:

· Классные часы, которые постоянно провожу в классе

· Проектную деятельность с учащимися лицея, при чём обязательно на местном материале

o классный час по теме «Комбинат Ураласбест»

o Проект по теме: «Биоиндикация состояния городской среды с использованием морфометрического признака сосны обыкновенной»

Методические рекомендации педагогам по выстраиванию профориентационной работы:

§ Прежде чем приступить к профориентационной работе на уроках и внеклассных мероприятиях, необходимо изучить особенности регионального рынка труда

§ Провести анкетирование среди учащихся об интересах профессий школьников и определить блоки профессиональной направленности

§ Зная основные блоки направленности профессий школьников не менее 2 часов в четверть проводить – 1 час теоретического изучения профессий на уроках или классных часах и 1 час практического изучения (экскурсии на предприятия, центр занятости, приглашение родителей или представителей профессии («Встречи с интересными людьми») и т.д.

§ Привлечение к знакомству с профессиями через проектную деятельность школьников среднего и старшего звена (например: я знакомлю учащихся с профессиями химико-биологической направленности – эколог, лаборант, химик-экспериментатор, учитель, биолог, инженер-технолог и др.)

§ Мотивация на самоопределение через урочную систему (на уроках химии изучая производство различных веществ, обязательно проговариваются особенности технологии производства, экологические условия и даже индивидуальные характеристики людей данных производств), что обязательно ведёт к переосмыслению различных профессий

Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.