Проектная задача как одна из форм оценивания сформированности метапредметных результатов учащихся 5-6 классов в рамках курса «Азбука химии»

Быкова Зоя Николаевна, учитель химии, МАОУ «Лицей № 21» г. Первоуральск

Задача современной системы образования — научить учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет к современному обучению совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы. Особо в новом стандарте акцентированы требования к метапредметным результатам.

Курс «Азбука химии» реализуется в Лицее через школьный компонент в 5- 6 классах.

В рамках курса формируются также и метапредметные умения. Как одну из форм оценивания сформированности метапредметных умений мы используем проектную задачу.

Проектная задача – это задача, по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентированная на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов в нестандартной (учебной) форме.

Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный обучающимися.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.

Этапы работы над проектной задачей:

  1. Формирование рабочих групп (4-6 человек). Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи. Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распределение между членами группы.
  2. Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю (помощникам) необходимо наблюдать за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости учитель оказывает консультативную помощь каждой группе.
  3. Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт».
  4. Представление результатов решения задачи. Ознакомление с результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.
  5. Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.

Например, учащимся 5 класса была предложена следующая практическая задача. Время выполнения 40 — 50 минут

Задание. В качестве одного из видов детского питания используется сок. Но некоторые родители предлагают детям сок, который пьют сами. Вам предлагается ответить на вопрос: стоит для детей покупать специальный сок.

Ваша отчетная документация должна содержать:

  1. Анализ органолептических показателей сока
  2. Протокол испытаний
  3. Рекламу выбранного сока.

Советы по выполнению задания

  1. Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
  2. Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 25 – 30 минут.
  3. Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
  4. Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
  5. Выслушайте отчеты других групп.
  6. Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.

Для выполнения работы каждая группа получала кроме задания следующие материалы:

  1. Органолептические показатели сока
  2. Методику исследования

Задание 1«Определение искусственных красителей красного цвета»

Задание 2 «определение витамина С (аскорбиновой кислоты)»

  1. Лист планирования и продвижения по заданию
  2. Протокол испытаний
  3. Лист самооценки

             Анализ проходил по следующим показателям( для оценивания привлекаются учащиеся старших классов)

Регулятивные: целеполагание, планирование работы, распределение функций в пределах группы, исполнение плана работы, самоконтроль

Коммуникативные: активность (инициативность), согласованность работы, недопущение конфликта, представление результата

Познавательные: умение работать с информацией, оценка качества итогового продукта

Такая работа приучает детей к самостоятельности, а развитие учебной самостоятельности является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается, как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.

Не секрет, что учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель может более объективно оценить знания детей. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и демонстрируют предметные знания, коммуникативные навыки, в гораздо более полном объеме. Зачастую именно в такой обстановке раскрываются учащиеся, на обычных уроках находящиеся в тени. Проектные задачи являются эффективным средством создания таких нестандартных ситуаций.

Запись опубликована в рубрике Четвертая конференция. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.