Кукарцева Ольга Петровна, учитель химии и биологии МБОУ СОШ №9 г.Реж
В настоящее время в условиях внедрения ФГОС идея креативной педагогики наиболее полно соответствует сущности школьного образования. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, способностью осуществлять выбор. И если раньше главной задачей обучения в школе было у учащихся знаний, умений и навыков, то сегодня одной из главных задач является духовно-нравственной и творческой личности, способной к самоопределению в быстро меняющемся мире.
Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. Педагоги и психологи рассматривают творчество как важнейший механизм развития личности. Поскольку школьные годы-это годы ее становления, то задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования творческой и духовно-нравственной индивидуальности учащихся. При этом в данный процесс формирования личности должны включаться, на мой взгляд, все учителя предметники, в том числе и учителя химии.
Химия- это наука, которую, как правило, относят только к точным наукам. Но на самом деле химия в значительной мере является также и гуманитарной наукой, она имеет глубокую внутреннюю связь с поэзией, литературой, искусством. Рациональное и эмоциональное постижение истины- это единый процесс, особенно заметный, когда мы рассматриваем химические явления в природе ( « химия вокруг нас»), так как в этом случае мы пытаемся отвечать на вопросы, отражающие общечеловеческие ценности: Как устроен мир? Как овладеть секретами природы? Как продлить молодость? Какова формула здоровья? При этом, выходя за рамки узкоспециальных вопросов, обязательно акцентирую внимание учащихся на глобальных проблемах человечества: экологических, энергетических, сырьевых и т.п.
Воспитанию нравственности, творческого отношения к своей деятельности, к жизни в целом служит включение учащихся в разностороннюю творческую деятельность, постоянное привлечение творческой личности и инициативы учащихся, создание творческой атмосферы в ученическом коллективе.
Для достижения поставленных целей на уроках использую стихи, отрывки из литературных произведений как при изучении нового материала, так и при обобщении и систематизации изученного, при решении расчетных задач. При этом использование поэзии и фрагментов из литературных произведений на уроках не является для меня самоцелью, а входит в урок как его составная часть и ни в коем случае не сводится только к созданию лирической атмосферы, а помогает более глубокому пониманию и осмыслению изучаемого, делает процесс обучения увлекательным и интересным.
Проиллюстрирую сказанное. В романе А. Конан Дойла «Маракотова бездна» есть эпизод, когда исследователи морских глубин терпят катастрофу, и их батискаф остается на дне океана: «Воздух был тяжелый, спертый. Он так был пропитан углекислотой, что живительная струя сжатого кислорода с трудом выходила из баллона. Встав на диван, можно было еще глотнуть чистого воздуха, но отравленная зона поднималась все выше и выше». [ 1, с. 433]. Учащиеся отмечают свойства углекислого газа – он не поддерживает дыхание и тяжелее воздуха.
Из критической ситуации исследователей выручили подводные жители, обитатели затонувшей Атлантиды. «Наш новый знакомый привязал нам по два ящичка на плечи… Внезапно я начал понимать, что в этом не было ничего сверхъестественного, ничего противоречащего законам природы: один из ящичков был, несомненно, оригинальным источником свежего воздуха, а другой – поглотителем отработанных продуктов дыхания» [ 1, с. 436]. Перед учащимися ставится проблема: предложить возможный поглотитель углекислого газа исходя из его кислотной природы.
При изучении периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева обязательно читаю стихи Степана Щипачева «Читая Менделеева»
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет – из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой
Строй Менделеевской системы строгой
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
А.С. Пушкин был убежден, что поэтическое слово будет всегда пробуждать «добрые чувства».
Интересно одно из специфических свойств угля, с которым мы встречаемся в сказке «Мороз Иванович» : «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная» [3, с.284]. Какие методы очистки воды использует Рукодельница? Объясняя описанное явление, учащиеся дают определение фильтрованию и адсорбции.
Мир художественной литературы открывает перед учащимися широкие возможности познания природы во всем ее многообразии, приобщает к общекультурным ценностям.
Если обратиться к прошлому, то мы увидим, что химия на протяжении всей истории человечества представлялась предметом романтическим. Эта особенность химии побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов.
Изучение химических свойств спиртов начинаю стихотворением В. Шаламова «Нитроглицерин» [4, с. 187]:
Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор,
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор.
Перед учащимися встает проблема: может ли одно и то же вещество являться и лекарством, и взрывчатым веществом? Или в словах поэта ошибка?!
Поэты не только используют химические названия, но и прекрасно ориентируются в сути химических явлений. Только хорошо представляя, что такое перегонка, добыча руды, металлов, можно написать:
А в перегонном кубе все упрямей
Варилась жизнь.
Б. Пастернак
Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
В. Маяковский
Использование художественной литературы, художественного слова на уроках химии создает положительный эмоциональный настрой у учащихся, способствует развитию у них интереса к химии, литературе, искусству. Как результат учащиеся с большим желанием выполняют такие творческие задания, как написание химических рассказов, сочинение стихов, посвященных изучаемым темам; иллюстрирование химических реакций и процессов; работают над рефератами. При этом каждому учащемуся, при праве выбора задания доступного уровня сложности, предоставляется возможность пережить, почувствовать, что достижение успехов в решении творческих задач способно доставить ему большое удовлетворение, что процесс познания, творчества – ценность для мыслящего человека.
Задачи творческого характера требуют от учащихся большой самостоятельности мышления, развивают логические способности, предполагающие поиск неизвестного с помощью анализа через синтез. Это, по сути дела, замаскированные под задачи реальные научные проблемы, требующие серьезного размышления. К решению таких задач очень часто невозможно найти взвешенный методический подход, и иногда за условием задачи на полстраницы кроется решение всего в полстроки.
Приведу примеры задач творческого характера, используемые на уроках:
- Как Вы считаете, что произойдет, если на Земле исчезнут все металлы?
- Натуральный мед содержит глюкозу и фруктозу. Предложите способ получения искусственного меда в домашних условиях.
- Для изготовления клинков арабы в Х веке применяли довольно страшную технологию: из прокованных железных игл делали опилки и подмешивали их в корм домашней птице, пропуская таким образом железо через пищеварительный тракт животных. Булат, полученный ковкой и сваркой такого порошка, обладал отличными свойствами. Каковы причины повышения его прочности и износоустойчивости?
- В Тимирязевской академии в прошлом веке произошел курьезный случай. Два года здесь тщетно пытались вырастить зимой огурцы. Не помогали никакие научно обоснованные методы. Тогда пригласили одного клинского огородника и предложили ему выращивать в теплицах огурцы «в свою пользу», но при условии, что он разрешит перенять его опыт.
Клинский гость решил проблему с помощью навоза, но в почву его не вносил. С первого же захода в теплице получили отменный урожай огурцов. Как Вы считаете, каким процессом умел управлять клинский огородник с помощью навоза, в чем заключается его секрет?
Творческие задачи направлены на развитие индивидуальности учащихся, их природных творческих задатков, побуждают учащихся к творчеству.
Таким образом, использование художественной литературы, художественного слова на уроках химии, применение в учебной работе задач творческого характера создает условия для эмоционально-чувственного восприятия, которое, соединяясь с подсистемой осознанных в ходе самостоятельного их приобретения и использования фактических знаний, оказывает существенную помощь в формировании духовно-нравственной и творческой личности учащихся. И каким бы видом деятельности впоследствии ни занимался выпускник школы, опыт собственной творческой деятельности, широкий научный и художественно-эстетический кругозор, способность легко и естественно входить в творческое состояние, интеллектуальная гибкость позволяет ему более полно раскрываться в самых разных сферах деятельности, создавать красоту в жизни, стать творцом самого себя.