Быкова Зоя Николаевна, учитель химии, МАОУ «Лицей № 21» г. Первоуральск
Задача современной системы образования — научить учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет к современному обучению совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы. Особо в новом стандарте акцентированы требования к метапредметным результатам.
Курс «Азбука химии» реализуется в Лицее через школьный компонент в 5- 6 классах.
В рамках курса формируются также и метапредметные умения. Как одну из форм оценивания сформированности метапредметных умений мы используем проектную задачу.
Проектная задача – это задача, по форме и содержанию приближенная к «реальной» ситуации и ориентированная на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов в нестандартной (учебной) форме.
Итогом решения такой задачи всегда является реальный «продукт» (текст, схема, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный обучающимися.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора заданий и требуемых для их выполнения данных.
Этапы работы над проектной задачей:
- Формирование рабочих групп (4-6 человек). Ознакомление учащихся с общим содержанием задачи. Определение возможностей группы по выполнению отдельных заданий и их распределение между членами группы.
- Выполнение отдельных заданий в группах. Учителю (помощникам) необходимо наблюдать за тем, распределены ли задания между учащимися адекватно их возможностям, каковы формы работы внутри группы, оказывают ли «сильные» ученики помощь «слабым», не возникают ли конфликтные ситуации и т.п. По необходимости учитель оказывает консультативную помощь каждой группе.
- Сведение отдельных выполненных заданий в один «продукт».
- Представление результатов решения задачи. Ознакомление с результатами работы групп. Обсуждение результатов работы.
- Рефлексия. Позволяет оценить образовательный эффект от работы.
Например, учащимся 5 класса была предложена следующая практическая задача. Время выполнения 40 — 50 минут
Задание. В качестве одного из видов детского питания используется сок. Но некоторые родители предлагают детям сок, который пьют сами. Вам предлагается ответить на вопрос: стоит для детей покупать специальный сок.
Ваша отчетная документация должна содержать:
- Анализ органолептических показателей сока
- Протокол испытаний
- Рекламу выбранного сока.
Советы по выполнению задания
- Обсудите, что вам надо сделать, а затем, после обсуждения, составьте план выполнения работы. Распределите между собой обязанности по выполнению задания. Заполните лист планирования и продвижения по заданию.
- Выполняйте намеченные вами работы и отмечайте выполненное в листе планирования и продвижения. Постарайтесь организовать работу так, чтобы её удалось выполнить за 25 – 30 минут.
- Проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.
- Представьте результаты вашей работы другим группам. Постарайтесь организовать ваше сообщение так, чтобы смог выступить каждый член вашей группы. Выступление должно занять не более 2-х минут.
- Выслушайте отчеты других групп.
- Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните лист самооценки.
Для выполнения работы каждая группа получала кроме задания следующие материалы:
- Органолептические показатели сока
- Методику исследования
Задание 1«Определение искусственных красителей красного цвета»
Задание 2 «определение витамина С (аскорбиновой кислоты)»
- Лист планирования и продвижения по заданию
- Протокол испытаний
- Лист самооценки
Анализ проходил по следующим показателям( для оценивания привлекаются учащиеся старших классов)
Регулятивные: целеполагание, планирование работы, распределение функций в пределах группы, исполнение плана работы, самоконтроль
Коммуникативные: активность (инициативность), согласованность работы, недопущение конфликта, представление результата
Познавательные: умение работать с информацией, оценка качества итогового продукта
Такая работа приучает детей к самостоятельности, а развитие учебной самостоятельности является ключевой педагогической задачей подросткового этапа образования и рассматривается, как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.
Не секрет, что учителю недостаточно провести одну проверочную работу, чтобы составить ясное и полное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель может более объективно оценить знания детей. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель и демонстрируют предметные знания, коммуникативные навыки, в гораздо более полном объеме. Зачастую именно в такой обстановке раскрываются учащиеся, на обычных уроках находящиеся в тени. Проектные задачи являются эффективным средством создания таких нестандартных ситуаций.